Татьяна Бондарь
Развитие воображения у дошкольников — это путь к успеху в учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изначально заданной детской способностью.
Дети фантазируют по самым различным поводам: сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, разговаривают с предметами и изображают невероятные рисунки. Поэтому и существует мнение, что воображение ребёнка намного богаче, чем у взрослого. Однако такая позиция ошибочна. Воображение – это не данная ребёнку врождённая способность, это центральное новообразование дошкольного возраста. (Выготский Л. С.)
Публикация «Развитие воображения у дошкольников — это путь к успеху в учебной деятельности» размещена в разделах
Дети действительно много фантазируют, но все их фантастические комбинации построены на основе реального опыта, на знаниях. А так как знают дети ещё мало, и их жизненный опыт ограничен, то и воображение детей беднее, чем у взрослых. Но для ребёнка воображение играет значительную роль. Работа воображения активно включается там, где дошкольнику не хватает знаний и опыта для освоения действительности. Выходит, что воображение является мощным средством дошкольника в познании окружающего мира, его явлений и закономерностей. Его значение не уменьшается и в школьном возрасте, когда ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Как было уже отмечено, воображение – это центральное новообразование дошкольного возраста, а, следовательно, его развитие будет определять ход психического развития в младшем школьном возрасте. Степень развитости воображения будет определять готовность к школьному обучению, поскольку на его работу необходимо опираться для усвоения большинства учебных предметов. Таким образом, хорошо развитое воображение – это путь к успеху в учебной деятельности.
Поэтому воображение можно и нужно развивать. Воображение интенсивно развивается во многих видах деятельности и одна из них – изобразительная. В дошкольном возрасте закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства. Искусство как предмет может быть стимулом для творчества и способствовать развитию умственных способностей детей. Поэтому одна из ведущих задач программ ИЗО- деятельности дошкольника - это творческое развитие личности ребенка, и одно из направлений, это - развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом занятии нужно давать детям возможность для простора фантазии, привлечение в каждую работу собственных образцов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию, направить на развитие познавательных процессов и творческого воображения.
Обучая дошкольников, необходимо приобщать детей к наблюдению за окружающей действительностью. Это поможет им научиться видеть мир вокруг себя. Практическая деятельность ребенка должна быть направлена на отражение, посильными для его возраста художественными средствами, своего видения окружающего мира, выражение своего отношения к нему. А знакомство с различными художественными материалами и со способами работы ими, расширяет возможность ребёнка для самовыражения, а это в свою очередь ведет к внутренней свободе, к эмоциональному благополучию, из которых последуют и свобода мыслей, и свобода проявления в творчестве.