Татьяна Валюк
Развитие воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первые проявления воображения относятся к 2,5 – 3 годам, потому что именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами – прежде всего, в игре. Воображение младшего дошкольника «приковано» к предмету. Он начинает игру на основе тех предметов, которые видит, которые может обыграть.
Публикация «Развитие воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах. Воображение ребёнка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. Поскольку первоначально воображение связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие его может осуществляться через это обыгрывание.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре.
6-7 лет – воображение становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным. В конечных продуктах воображения детей чётко прослеживаются объективные закономерности действительности. Развитие способности к продуктивному творческому воображению нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых.
Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребёнка является полное отсутствие предварительного замысла. Важнейшая линия в развитии воображения ребёнка – это развитие направленности воображения.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, стихи, в создании рисунков, лепке и т. д.
Сюжетно-ролевая игра вплотную подводит ребёнка к способности, характеризующей воображение взрослого, - способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.