Екатерина Твердохлеб
Развитие у ребенка творческих способностей
▼ Скачать
Развитие у ребенка творческих способностей.
Самое ближайшее социальное окружение, которым являются для маленького ребенка семья и детский сад, оказывает решающее воздействие на целенаправленное формирование гармонической личности. В семье и дошкольном коллективе ребенок впервые показывает самого себя и мир вокруг. В семье и детском саду у него впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности.
Публикация «Развитие у ребенка творческих способностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Основным источником детских впечатлений эстетического содержания являются игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения с музыкально-поэтической программой и декоративным оформлением. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребенок стремиться отразить в играх, рисунках, поделках. Следовательно, дошкольники не только получают художественную информацию, но и практически ее осваивают. Чем полнее и содержательнее ведется эстетическая воспитательная работа на занятиях в детском саду, тем ярче и интереснее ребенок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
Важным моментом художественного развития детей являются условия, при которых задается общее направление, согласованность в действиях воспитателей и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребенка, как бы просты и наивны они не были. В семье, как нигде, осуществим индивидуальный подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике; поэтому особенно важно сотворчество родителей и ребенка, помощь взрослых в его изобретательской деятельности.
И в детском саду, и дома ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд – это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ему следует принимать от товарищей советы и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, и в применении того или иного технического приема. И сам ребенок должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам осуществлять их замыслы.
В условиях детского сада воспитатель устанавливает контакт с каждым ребенком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. Педагог следит за умеренностью физической нагрузки для мальчиков и девочек (но при этом не делает между ними разграничений в трудовых обязанностях, кроме таких видах труда, как рукоделие и ремонт игрушек); регулирует время занятий тем или иным видом декоративно-прикладной деятельности, не допускает переутомления дошкольников, добиваясь того, чтобы ручной труд приносил им только радость.
В современной семье есть реальные возможности для приобщения детей дошкольного возраста к общественно полезной деятельности. Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).
Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее. В нем должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Совместными усилия составляется программа действий, распределяется объем работ на каждого участника праздника. В сценарии отражаются и музыкальное сопровождение (руководит кто-либо из взрослых, и литературная часть (стихотворения, проза, сказки на тему праздника, и изготовление оригинальных поделок; кроме того, назначается жюри, которое отвечает за устройство выставки лучших работ. Интересной может быть и заключительная часть торжества – чай с самоваром и бубликами или домашними кулинарными изделиями.
Любая эстетическая деятельность направлена на развитие у ребенка таких художественных способностей, как чувство формы, цвета, композиции, на формирование умения соотносить декоративные поделки с интерьером, для которого они созданы, либо находить им применение в сюжетно-ролевых, дидактических играх.