татьяна чертанова
Развитие творчества у детей дошкольного возраста на занятиях по ручному труду и конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым и счастливым!
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях?
Я считаю, что эти задачи мне помогают решить занятия по ручному труду и конструированию с использованием природного материала и бумаги. Природа не только подарила человеку возможность любоваться ее красотой, вкушать плоды и дышать свежим воздухом. Она наградила нас удивительной способностью фантазировать, творить необычное из ее даров. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности, а поделки из них – это не только детская забава или просто игрушка, а настоящее произведение искусства. Не менее увлекательна и доступна детям бумагопластика, которая дает ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облако, снег, радугу животных и т. п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Публикация «Развитие творчества у детей дошкольного возраста на занятиях по ручному труду и конструированию» размещена в разделах
Кроме того, занятия с этими материалами помогают мне в воспитании у детей бережного, заботливого отношения к природе, формированию первых трудовых навыков.
При изготовлении поделок детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений гибкости, точности выполнения движений.
Свою работу с детьми я всегда начинаю с создания условий для творческой деятельности детей это :
- подбор методической, справочной, художественной и познавательной литературы;
- наработку картотек, которые в ходе моей работы обновляются, пополняются, совершенствуются. Это картотеки художественного слова к поделкам, упражнений по отработке основных элементов складывания бумаги по оригами, картотека базовых форм, таблицы условных знаков, принятых в оригами, картотеки схем, фотографий, иллюстраций и др. ;
- сбор природного и бросового материала;
- подбор разных видов бумаги;
- подготовка инструментов и дополнительных материалов;
- изготовление образцов поделок;
- выбор места для уголка творчества.
В своей работе я всегда руководствуюсь принципом: от простого к сложному.
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий, он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. Как из всего этого сделать красивую работу, чтобы она приносила чувство удовлетворения, гордости за свой труд?
Ребенок, хотя еще и мал, тянется к прекрасному, его трудно обмануть, убедить принять уродливое за красивое, и моя задача – не допустить создания ребенком «промежуточных» работ, сделанных кое-как, которые он с легкостью может порвать или выбросить. Каждая работа должна иметь законченный вариант, даже если это только маленькая божья коровка на зеленом листе или гриб на траве.
Бумагопластика, выполняется в определенной последовательности: выбор сюжета, составление эскиза к картине, подбор бумаги по цвету и качеству, наложение фона на основу, изготовление объемных деталей, раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на фон, оформление готовой работы в рамку.
I этап –начинается с бумажных комочков, которые затем превращаются в снеговиков, зайчиков, птичек, солнышко, цветочки, ягодки и т. д.
II этап – размещение мелких и крупных комочков по вырезанному или нарисованному силуэту, так унас появляются различные животные, грибы, цветы, букеты, фрукты и т. д.
III этап – витая спираль, когда бумага нарезается шириной 0,5 – 1,5 см. произвольной длины, каждая полоска накручивается на карандаш плотно друг к другу, карандаш вынимается из спирали, а полученная спираль может быть листочком у цветка, дымом у трубы, лучами солнца, хвостом у птиц, бородой у Деда Мороза, кроной у деревьев и т. д.
IV этап – изготовление петель. При изготовлении петли бумага нарезается на полоски шириной 0,5 – 1,5 см., длиной 6 – 8 см., концы полоски склеиваются, образуя петлю. В зависимости от цвета бумаги, ее ширины меняется степень применения петли в работе, это могут быть цветы, хвосты животных, крыша дома, трава, оперение птиц и т. д.
V этап – изготовление пушистых шариков из тонкой бумаги. Вырезается 8 – 10 кругов одного размера, каплей клея все круги соединяются в центре между собой, затем делаются надрезы от края круга к центру, концы бумаги распушаются – получается пушистый комочек, который может в зависимости от
цвета стать желтым одуванчиком, простой гвоздикой, снежным комом и т. д.
Большую роль отвожу коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребенок может сделать одну или две фигурки /дерево, бабочку, цветок/, он выразил себя технически, но морально не удовлетворен. Когда мы создаем коллективную одну большую картину /»Березовый лес»/, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную, ему нравиться большая картина – он удовлетворен морально, у него появляется желание делать еще что-нибудь замечательное.
Я считаю, что помощь воспитателя при обучении необходима; я помогаю детям выбрать сюжет, фон, размер картины, не боюсь помочь ребенку вырезать детали, расположить на листе бумаги, приклеить. И обязательно каждую работу помещаем в рамочку. Такую работу невозможно выбросить. У нас есть полочка красоты, куда мы помещаем работы, есть специальное место для выставки детских работ. Я оцениваю труд каждого ребенка по достоинству и не забываю похвалить. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждает его как личность, помогает вырасти уверенности в свое «Я» («Я могу! Я умею! У меня все получится).
Постепенно к детям приходит опыт, формируются навыки, и они с легкостью выполняют большую, сложную работу самостоятельно, без помощи взрослого, но они всегда помнят и ценят те первые шаги, которые мы сделали вместе.
В среднем дошкольном возрасте, в бумагопластике появляется у нас новый вид деятельности – оригами. Изделия в этой технике выполняются по четкой схеме, в определенной последовательности и помогают моим детям освоить самые разнообразные технологии. Каждый мой ребенок знает, что основа фигурки в технике оригами – квадрат. Размер фигурки зависит от величины квадрата. Мои дети владеют элементарными приемами работы в технике оригами: сгибание квадрата пополам, по диагонали, «горой», «долиной», раскрыть «карман», выгнуть наружу, вогнуть внутрь и т. д.
Дети четко усвоили, что все операции при сгибании выполняются «от себя», линии сгиба прорабатываются концом ножниц или косточками пальцев, сгиб выполняется от середины к краям. Дети умеют «читать» схему складывания любой фигуры.
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – базовая форма. Каждая форма имеет свое название. Умение складывать базовую форму позволяет детям быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования.
Например, фигурки гуся, ослика, слона делаются на основе базовой формы – «воздушный змей», а фигурки медведя, бабочки, жука делаются на основе базовой формы – «двойной треугольник».
С детьми средней группы я использую базовую форму «треугольник», а вот с детьми старшей группы мы осваиваем приемы складывания на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей».
В 6 – 7 лет детям доступны уже более сложные базовые формы: «рыба», «двойной квадрат». Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Поэтому обучение складыванию базовых форм я провожу индивидуально, чтобы я могла быть уверена, в том, что ребенок научился их складывать.
Прежде чем приступить к изготовлению поделки, я могу прочитать детям стихотворение, сказку, рассказ, затем беседую с детьми о прочитанном.
Слушая чтение книги, ребенок воображает себе происходящие события, у него возникает переживание по поводу того или иного поступка литературного героя. Свое отношение к прочитанному ребенок может высказать словами или выразить через поделку. В проведении занятий мне помогает сказочный персонаж, чудесный «Квадратик». Присутствие персонажа вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результата.
Третье направление в моей работе – это поделки из природных материалов. Сказочный мир лесных человечков, диковинных животных, птиц и готовые композиции дарит нам лес и поле. Нужно только разглядеть в сучке, коряге, шишке или орешке будущее изделие. Но умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции не всегда сразу даются детям. Поэтому у меня есть картотека схем, рисунков, фотографий различных работ с подробным их описанием. Работая по этим образцам, ребенок выполнит свое оригинальное изделие, так как нельзя из природного материала сделать двух одинаковых вещей.
Наиболее доступной для детей младшего возраста является аппликация из листьев и семян. Она проста и в то же время оригинальна и привлекательна. Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы: птиц, зверей, насекомых, фигурки людей.
Ценным дополнением к игрушкам из природного материала нам служат семена клена и ясеня. Из них мы делаем крылья для стрекозы, уши зайцу, плавники для рыбки и т. д.
Занятия по ручному труду позволяют индивидуализировать сложность работы: более сильным детям интересна сложная конструкция, менее подготовленным предлагаю работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освобождает его от страха перед трудностью, приобщает к творчеству.
Моя работа была бы недостаточно эффективна, если бы я не привлекла на свою сторону родителей. Прежде всего я познакомила их с задачами обучения на занятиях по ручному труду, предложила им подумать и обговорить с детьми о желании заниматься в кружке «Очумелые ручки». На собрание я пригласила специалиста-флориста, которая помогла мне заинтересовать и увлечь родителей этим видом творчества.
Родители охотно откликаются на помощь по сбору природного материала, посещают вместе с нами выставки, приходят на занятия, принимают участие в днях творчества, которые я организую ежегодно. После таких дней появляется выставка «Чудо всюду», в которой они принимают активное участие.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то новенького, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Чтобы получить этот результат, я постоянно совершенствую свои знания и умения, чтобы передать их детям.