лариса чудинова
Развитие творческого воображения у дошкольников
▼ Скачать
Описание работы: данная статья будет полезна для родителей детей дошкольного возраста, а так же для педагогов детских садов. В ней представлено краткое описание развития воображения у дошкольников. Какую роль играет воображение в становлении личности ребенка.
Публикация «Развитие творческого воображения у дошкольников» размещена в разделах
Что такое воображение? Воображение – это фантазия. Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.
Кто из нас не мечтал в детстве быть волшебником? Ведь тогда все становится веселым и интересным – страшное перестает быть страшным, неприятности оказываются преодолимыми, скучное может оказаться занимательным и т. д. Но годы проходят, и вот мы не только не мечтаем стать волшебниками, но порой смеемся над своими детьми, доказывая им, что волшебники бывают только в сказках. Почему так происходит? Причин много, но, вероятно, основная состоит в том, что мы не знаем как стать волшебниками. Психологи дают на это четкий и конкретный ответ. Оказывается, что со способностью быть волшебником прямо и непосредственно связанна психологическая функция воображения, таким образом, каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только часто об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые.
Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и, начинают как снежный ком, расти различные проблемы – беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе.
Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования его личности. Именно поэтому, начиная уже со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Приучайте ребенка реализовывать задуманное, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее и полнее в творческом созидании. Важно, чтобы ребенок научился доводить задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие творческие планы. Если вы видите, что ребенок старшего дошкольного возраста часто бросает начатое, все время меняет замысел походу деятельности, значит, ему нужна ваша помощь. Способностью предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями обладают лишь зрелые сформированные личности. Есть основание полагать, что если развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
Следует отметить, что развитие воображение ребенка требует особого внимания еще и потому, что в детском творчестве проявляется личность ребенка, его эмоции, чувства, настроение и отношение с окружающим миром.
Все творческие проявления ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Хорошо бы завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на созидание законченных и оригинальных произведений.
Ведь очень часто случается, что отдельные проявления фантазии, которые бывают у каждого ребенка, постепенно угасают, не встречая активной поддержки со стороны взрослого. Часто, то, что создает ребенок, кажется нам неинтересным, неоригинальным, и мы можем высказать свое скептическое отношение к творчеству ребенка. Выход из данной ситуации – совместная деятельность ребенка и взрослого, когда взрослый избегает приказов, демонстрации своего превосходства над ребенком. Развивать воображение можно только в совместной деятельности взрослого и детей, где все равны. Взрослый своим поведение, поступками раскрывает детям неожиданные для них стороны окружающего мира. Малыш должен понять, что одни и те же проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых различных позиций.
Воображение как самостоятельная психическая функция возникает у ребенка после 3 лет. В чем же особенности воображения детей до 3 лет? Прежде всего, в том, что в этом возрасте оно существует внутри других психических функций. Возникает оно, и проявляется непосредственно, т. е. без всяких усилий со стороны ребенка и без специальной помощи взрослых. Однако, чтобы воображение возникло и стало развиваться, необходим определенный фундамент.
Основа основ всего психического развития (в том числе и воображения) – это общение ребенка с окружающими, и прежде всего со взрослыми.
Постоянное эмоциональное общение со взрослыми делает ребенка с первых дней жизни полноправным участником всех событий в жизни семьи, помогая ему познавать окружающий мир.
Прислушайтесь, как разговаривает мама со своим малышом: «Вот мы сейчас пойдем на кухню, вот мы сейчас сварим кашу» и т. д., что происходит в этом случае? Мы видим, что мама все время подчеркивает свою общность с ребенком. И хотя, конечно, малыш просто сидит у нее на руках, постоянное обращение матери «мы» превращает его в активного участника событий. Ребенок с самого начала не просто наблюдает за действиями матери, он с помощью ее слов обращен к смыслу действий, а не к их внешней стороне.
Общение с мамой всегда эмоционально окрашено. Это дает возможность самые будничные дела возвести в ранг события, поэтому они хорошо запоминаются. Ребенок постепенно начинает воспроизводить их и таким образом накапливает собственный опыт.
Все эти моменты – активное участие в событиях, направленность на их смысл, эмоциональная окрашенность – и являются «кирпичиками» фундамента, истоками воображения.
Освоив на первом году жизни мир людей, ребенок начинает познавать окружающий его предметный мир. Познает он его активно – манипулируя и действуя с разными предметами. Предметно – манипулятивная деятельность ребенка является вторым необходимым условием возникновения воображения. И поэтому, чем больше количества разнообразных предметов узнает ребенок в этот период, тем более богатые и красочные образы могут у него возникнуть. И, наконец, самосознание – это последний кирпич в формировании фундамента воображения. На этом строится индивидуальная деятельность ребенка.
Действуя с разными предметами, ребенок совершенствует первооснову воображения – моторику. Без движения, без динамики у ребенка ни возникает, ни один образ.
С развитием разнообразных манипуляций у ребенка появится способность выделять самое главное, ключевое действие, существенно связанное с тем или иным предметом. Он «откроет» для себя его назначение, способ употребления. Это очень важный момент, так как без этого малыш не научиться воображать. Таким образом, в психическом развитии ребенка наступает очень важный период – у него появляется особая деятельность. Это – детская игра. С ее помощью он может создавать новый мир – мир сказки и воображения.
Сюжетно – ролевая игра подводит ребенка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека, к способности действовать в плане образов, в плане представлений. В самом деле, мы видим, что сначала воображение ребенка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровые действия в сюжетно – ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребенка открывается от внешних опор и переходит во внутренний план. Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно – ролевой игре ребенок должен сначала представить свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом действовать. Такая необходимость приводит к тому, что ребенок все чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем обнаруживать это вовне. Так постепенно складывается воображение, как особый психический процесс – действие в плане образов, представлений. Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Очень важно, что наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется еще одна очень важная способность: подчинить свое воображение определенному замыслу, следовать раннее намеченному плану.
Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что одновременно будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребенка. В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном мире.
Неоценима роль воображения в творчестве ребенка : рисовании, лепке, музыке и т. п. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.
Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память) воображение развивается и формируется в течение всей человека. Но наиболее важным периодом развития воображения является именно дошкольный возраст.
Список литературы:
1. Запорожец А. В. Неверович Я. З. Эмоциональное развитие дошкольника : Пособие для воспитателей дет. сада. М. : Просвещение, 1985
2. Мухина В. С. Возрастная психология. М. : 1997
3. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М. :1998