Мария Васина
Развитие творческих способностей в конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество является важной составляющей развития личности человека, поэтому очень важно развивать творческие способности с дошкольного возраста.
Одно из важных направлений программы Крыловой Н. М. «Детский сад - дом радости» - конструирование. Конструирование из строительного материала как часть игровой деятельности представляет собой интересную, но очень сложную практическую деятельность, направленную на получение результата (конструкции). Оно формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, а также развивает поисковую деятельность во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.
Публикация «Развитие творческих способностей в конструктивной деятельности» размещена в разделах
Один из основных показателей конструктивной деятельности - умение творчески создавать свои постройки. В процессе игры-конструирования на основе полученных знаний у детей формируются обобщенные представления о том, какие бывают мосты, дома, транспорт, игровые площадки, дворцы. Дети находят общие признаки, сравнивают, делают зрительный анализ, проявляют свое творчество. У них развиваются пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определять, как они расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно или с помощью воспитателя исправлять свои ошибки. Они учатся различать геометрические фигуры: куб, брусок, пластина, призма, цилиндр, дощечка.
Разные постройки развивают у детей способность замечать прекрасное, видеть красивое, ценить что имеешь. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки.
Конструирование имеет огромное значение и в развитии речи. Дошколята с хорошей речью легко могут пригласить своих дружочков в игру, рассказать правила игры, придумать свой сюжет; они вместе обсуждают задумку постройки, выбор материала, как они будут это делать и что получат в результате. В разговоре между собой, договариваются, какая будет постройка (высокая, низкая, какие детали нужно взять и т. д.
Конструктивная деятельность тесно связанна с физическим развитием ребенка. Во время осуществления своего замысла ребенок находится постоянно в движении: то надо принести кирпичик, то дощечку, то цилиндр. А это к тому же развивает глазомер, ловкость, координацию движений и ориентировку в пространстве.
При этом формируются моральные качества личности, ведь результатом замысла станет материализация заботы о матрешках, дочках, лошадях, мишке. Дети учатся вместе выполнять общую работу, распределять
обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь. У них воспитывается сдержанность, самостоятельность, ответственность, настойчивость.
Самое главное – играть нужно по-настоящему. Ведь основная деятельность дошкольника - игра, где проявляется деятельность воображения, эмоции радости, самоутверждение, познание, коммуникация, художественное творчество. Воспитатель сам должен верить в то, что делает он это впервые и по собственному замыслу. И тогда игра будет интересной и взрослым, и детям. Она будет и средством формирования умственных способностей, и средством формирования отношений.
Временной отрывок, в который дети учатся строить, может быть и во время непосредственно образовательной деятельности, может быть организован и в свободную деятельность, и в подгрупповой работе.
В группе созданы все условия для того, чтобы ребенок в любое время мог организовать свою строительную деятельность.
Чтобы детям было легко воспроизвести в памяти алгоритм постройки, используются различные схемы. Для проведения НОД нужна правильная организация среды и большая подготовка дополнительного материала. Это машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, фонтаны, дороги, которые дети изготовляют совместно с воспитателем в свободной деятельности. Если ребенок, организует себе среду, он учится культуре труда, что тоже очень важно для его дальнейшего развития. Необходимо приучать ребенка по окончании работы разбирать постройку сверху вниз, носить по одной, две детали и ни в коем случае не ломать, не рушить построенное. Напольный конструктор хранится на специальных полках, чтобы дети знали, где что лежит и могли в блоке самостоятельной деятельности свободно найти необходимое оборудование.
К каждому НОД необходима задумка «А зачем мы это делаем? О ком заботимся». В процессе построения необходимо задавать вопросы: "Вот какие дома, а окна нужны? А зачем? А дверь нужна? А зачем? А это удобно?» При этом нужно давать ребенку самому решать поставленные задачи, формировать логическое и умственное мышление.
В младших группах используется показ строительства, «театр» воспитателя, т. к. у детей пока нет опыта конструирования. А вот в старших группах перед дошкольниками ставится задача, которую они решают самостоятельно. Они должны уметь планировать последовательность своей постройки, строить по схеме, находить нужные детали или заменять их на другие, уметь договориться между собой, распределять роли, кому быть «управляющим стройки», кому «разнорабочим».
Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по схеме, по замыслу. При конструировании по схеме ребенок воспроизводит представленную ему
схему (например, построить маленький дом или большой). При конструировании по замыслу дети сначала рассказывают, что будут строить и из чего.
Продолжение конструктивной деятельности идет в игре. Вот девочки решили позаботиться о куклах, а стульев нет. «Возьми куб и кирпичик и построй стул», - предлагает воспитатель, и дальше дети уже сами делают стол и кровать, но сначала этому они учились у воспитателя во время НОД.
В старших группах дети часто строят постройки, объединенные одним сюжетом, которые после занятия остаются в группе, где они разворачивают игры, если позволяет место в группе.
В подготовительной группе дети с удовольствием строят по чертежам, внося в постройки что-то новое. Они сами спрашивают чертежи, фотографии, договариваются между собой, выбирают место для постройки, ведь все это формирует у них положительные качества, которые надо воспитателю заметить и похвалить каждого. Когда что-то не получается в постройке, воспитатель должен подсказать вопросом: "А что если заменить эту деталь на другую, что получится?" Когда постройка сохраняется несколько дней, ребёнок к ней возвращается, что-либо изменяет или дополняет ее. Ребенок строит постройку, воспитатель оценивает ее, после чего он может ее потом разобрать и построить снова. Оценку получает каждый воспитанник.
Конструктивная деятельность очень значима для подготовки детей к школе. В конструктивной деятельности формируется высокий уровень познавательной сферы: развивается функция обобщения, происходит формирование памяти, внимания, развитие речи, высокий уровень самооценки и контроля, умение устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, что является важным для обучения в школе. Занятие по конструированию из мелкого строителя.
Тема: «Улица для матрешек».
Программное содержание:
1. Учить детей строить улицу города.
2. Закрепить умение детей строить дома и магазины по собственному замыслу, объединяя постройки общим сюжетом;
3. Продолжать развивать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания общего замысла;
5. Воспитывать у детей желание сооружать разнообразные постройки и использовать их в дальнейших играх.
Активизация словаря:
* улица, дорога, жилые дома, тротуар, магазин, парк;
* фундамент, стены, ступеньки, вывеска;
* кирпичик, воротики, полукубик, цилиндры, перекрытие, брусок; -фонтан, деревья, скамейка, заборчик, качели, песочница.
Материал:
* наборы мелкого строителя на каждого ребенка;
матрешки, машинки, деревья, фонтан, фонари, светофор, дорога, тротуары.
Игровой момент: Матрешки приехали к нам в город. Захотели они поселиться здесь и жить. А вот улицы для матрешек нет. Как же теперь помочь матрешкам? (надо построить улицу)
1 часть.
Воспитатель спрашивает:
- А вы, ребята, сможете матрешкам построить улицу? (да)
- Кем мы сегодня с вами будем? (строителями)
-Какие здания нашего города можно увидеть на улицах? (дома, в которых люди живут; магазины, парк, дорогах).
- Что же мы задумали построить? (мы задумали построить улицу города).
- Из чего мы будем строить? (из мелкого строителя)
- Чем будем строить? Какие инструменты нужны? (наши руки)
- Как по порядку будем строить? (сначала фундамент, потом стены, окна,
крыша, двери)
- Какой должен быть фундамент здания, где располагается магазин? (большой, широкий)
- А стены какие сделаете? (высокие, прочные; большие, светлые окна) "
- Сколько магазинов построим? (два)
- Как думаете, где будет удобно построить магазины? (один посередине улицы, а другой можно построить около парка)
- Что в парке можно построить? (скамейки, песочницу, качели, поставить деревья)
- Где будем строить парк? (в конце улицы)
Жилые дома надо построить с двух сторон от дороги.
- Работы у нас много, поэтому надо договориться, кто будет строить жилые дома, кто магазины, а кто построит парк, (выбираем одного ребенка дня постройки парка, двоих детей - для магазинов, а остальные будут строить жилые дома)
- Теперь, строители, занимайте свои рабочие места, (дети встают за столы; воспитатель еще раз уточняет, кто что строит).
2часть.
Дети самостоятельно сооружают постройки. Воспитатель индивидуально подходит к детям: наблюдает, советует, дает указания, исправляет ошибки.
Детям, которые раньше закончат свои постройки, предложить украсить улицу (поставить деревья, фонтан, сделать заборчик у дома, скамейку).
3часть.
- Что мы построили? (улицу)
- Получились дома для матрешек? Удобно в них будет жить?
- Какие получились у нас магазины? (просторные, светлые, большие, удобно подниматься по ступенькам, вывеска есть).
- Как называется твой магазин? А твой? (игрушечный, продуктовый)
- А в парке приятно оудет отдыхать? Почему? (удобно, красиво)
- Вот какая получилась у нас улица! Давайте придумаем ей название, (де! предлагают названия).
- Теперь и матрешек можно позвать, машины могут по дороге проехать. Молодцы, строители!
Предложить детям взять матрешек, машины и поиграть с постройками.