Наталья Воробьева
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «творчество» и «творческие способности»
Анализ трудности развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Совсем часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к разным видам художественной деятельности, с умением прекрасно рисовать, придумывать стихи, писать музыку и т. п. что такое творческие способности на самом деле?
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
Разумеется, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в итоге которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира либо построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, либо чувство, отражающее новое отношение к реальности. [5,c. 46]
Если пристально разглядеть поведение человека, его деятельность в хоть какой области, то можно выделить два главных вида поступков. Одни деяния человека можно назвать воспроизводящими либо репродуктивными. Таковой вид деятельности тесновато связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит либо повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и деяния.
Не считая репродуктивной деятельности в поведении человека находится творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений либо действий, а создание новейших образов либо действий. В базе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таковым образом, в самом общем виде определение творческих способностей смотрится следующим образом. Творческие способности - это личные особенности свойства человека, которые определяют удачливость выполнения им творческой деятельности различного рода. [7,c. 9]
Так как элемент творчества может находиться в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не лишь о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
1.2 Значение театра в жизни ребёнка.
Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии, университета, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ. (Ф. Островский)
Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать. Позднее театр стали называть особый вид искусства. Оттуда,из древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, что по-гречески звучит как «театрон»;в переводе на русский язык-место для зрелища
Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу - -вот его первоначальные проявления. И обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, старались таким образом подчинить их своей воле. Так рождались первые элементы театра : зачатки драматического действия, ряженье, диалог.
Площадной театр, скоморохи, петрушка, куклы—всё это основы театра.
С этого начинаем и мы с детьми. Из нестового фольклора—потешек, считалок, закличек и скоморошик создаём представления—зрелища, приближая их к народному театру.
Сказка одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь
Сказка одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живёт живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приё мом: он помогает себе мимикой, жестами, движениям, интонациями, паузами. И чем талантливее рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приём.
Очень важно первое знакомство со сказкой! Велико обаяния сказки в устах хорошего рассказчика. Перед нами как бы оживают крестьянский сын и мудрая девушка, лукавый батрак и жадный поп, умильная лиса и простодушный, недалёкий волк. Образы, которые остаются в памяти на всю жизнь.
Посмотреть на жизнь со стороны и в тоже время заглянуть в глубь её. Для того, чтобы осознать, в чём заключается сила воздействия театрального искусства.
Познакомимся с некоторыми его особенностями.
Конечно, в театре не обойтись без труда живописца, это мы видим в красиво расписанных декорациях без творчества композитора : действующие лица могут петь и играть на музыкальных инструментах, музыкальное оформление необходимо спектаклю. Но самое главное—пьеса, написанная драматургом это результат труда литературного.
На кой же «театр» должен в детском саду? Ведь здесь дети, которые ещё не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом.
Вот это уже наша задача что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребёнком, как расширить границы его познаний. Это значит: познакомить с хорошей литературой, настоящей поэзией, классной музыкой, показать лучшие образцы искусства.
Театр, в который играем мы с детьми, помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, поверить в себя.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения чувствованию и художественному воображению-это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Всё это может дать театрализованная деятельность.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Занятия сценическим искусством не только вводят в мир прекрасного, но и развевают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Театральная игра—это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
Новые знания преподносятся в виде проблем их ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных, активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, но возможности основываясь на сюжетном построение.
В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Отличая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка именно ориентироваться в окружающей обстановки, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.
Предлагаемые игры: «Эстафета», «Руки-ноги», «Есть или нет» и т. Д.
Специальные театральные игры : развивающие главным образом воображение и фантазию-переход от театральных игр к работе над этюдами. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является комплексом. Воображение и вера в этот вымысел—главная отличительная черта сценического творчества
К. С. Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искрение способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение к предметам, месту действия в ряд стулья могут превратиться.