Ольга Ивановна
Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами
“Я слышу – и забываю.
Я вижу – и запоминаю.
Я делаю – и понимаю”.
В условиях стремительных изменений в социально-экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Поэтому не вызывает сомнений, что одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование творческой личности.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами» размещена в разделах
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," – утверждал В. А. Сухомлинский.
Одним из видов художественной - творческой деятельности является конструирование из бумаги. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Оригами (перевод с япон. – “сложенная бумага”) – это японское искусство складывание бумаги. Оригами не просто развлечение. Предмет “оригами” предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков.
Педагогами разных стран выявлено, что оригами :
– развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
– знакомит с основными геометрическими понятиями;
– улучшает способность следовать устным инструкциям;
– расширяет коммуникативные способности;
– воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
– воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Ведение занятий по оригами в детских садах и школах способствует учебно-воспитательному процессу.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе:
1. Как конечный результат занятий по конструированию и художественному труду (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
2. Как объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
3. Как наглядное сопровождение темы занятия– например, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, куклы – на занятиях театральной студии;
4. Как средство организации занятия – например, лебедь, при складывании которого занятие плавно перетекает из этапа в этап;
5. Как элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок.
Таким образом, учитывая особенности оригами и его положительное влияние на развитие творческих способностей ребенка, в основу программы кружка “Волшебная бумага” положено это удивительное искусство.
Цель программы – ребенок с развитыми художественно-творческими способностями через использование искусства оригами.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на занятиях по познанию, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие :
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей, формирование добрых чувств к сверстникам и взрослым.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы, формы, приемы обучения.
Ведущими методами являются:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемное изложение;
эвристический.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах бумаги, способе изготовления бумаги, общие сведения об искусстве оригами, дополнительная информация о животном и предметном мире.
Практические работы включают изготовление и оформление поделок.
Прежде чем преступить к занятиям оригами с детьми педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного ребенка.
До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один - собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.
Ожидаемый результат:
ребенок знает:
виды бумаги и правила работы с ней;
обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.)
ребенок умеет:
различать виды бумаги;
разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
определять виды геометрических фигур;
конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.
Формы контроля:
рейтинг готового изделия;
наблюдение;
беседа, объяснения ребенка;
практический контроль.
Формы подведения итогов реализации программы:
оформление выставок готовых работ;
участие в смотрах-конкурсах.
Сегодня я представляю Вашему вниманию коллективную работу - панно "Снеговики на прогулке"
Перед началом работы ребята вспоминают правила оригамистов. Вот эти правила.
СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛ ЮНЫХ ОРИГАМИСТОВ :
1. ГОТОВЬ КВАДРАТИКИ ЗАРАНЕЕ.
2. РАБОТАЙ СТАРАТЕЛЬНО.
3. ХОЧЕШЬ СПРОСИТЬ – ПОДНИМИ РУКУ, НЕ ВЫКРИКИВАЙ.
4. ВСЕГДА ДЕРЖИ ФИГУРКУ ТАК, КАК ОНА НАРИСОВАНА НА ДОСКЕ ИЛИ В АЛЬБОМЕ, ИЛИ ТАК КАК ЕЁ ДЕРЖИТ ВОСПИТАТЕЛЬ.
5. СКЛАДЫВАЙ НА СТОЛЕ.
6. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНО САМ – ПОМОГИ СОСЕДУ.
7. ПОСЛЕ РАБОТЫ УБЕРИ ЗА СОБОЙ ВЕСЬ МУСОР.
Надеюсь этот материал Вам будет полезным.