Анна Мищенко
Развитие трудовой деятельности на прогулке у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых,
его роли в обществе и жизни каждого человека.
Публикация «Развитие трудовой деятельности на прогулке у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
У детей второй младшей группы формируются культурно-гигиенические навыки, и воспитывается желание участвовать в трудовой деятельности. Задачи трудовой деятельности в природе :
Формировать умения обращать внимания на изменения, произошедшие со знакомыми растениями на участке.
Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями в уголке природы, растениями на участке.
Показывать детям, как взрослые заботятся о растениях и подкармливают зимой птиц.
Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения и растения на грядке, сажать лук, расчищать дорожки и скамейки от снега.
Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.
Во второй младшей группе дети только начинают трудиться во время прогулки, поэтому моя задача в этот период состоит в том, чтобы как можно больше времени занимать совместным трудом. Эта работа помогает детям усвоить правильные действия при выполнении тех или иных поручений.
На первых порах обучения я объясняю практически все действия, например лопатку надо держать прямо, чтобы снег или песок с нее не соскальзывал, лопатку не надо нагребать полную, и при этом демонстрирую правильные движения. Вначале для выполнения задания привлекаются одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений количество детей увеличивается.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия: отнеси на веранду, поставь на место, и т. д. Такие элементарные задания включают детей в деятельность, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручения такого характера дают мне возможность индивидуализировать работу с детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления опыта в выполнении поручений можно усложняет их содержание.
Главным остается условие как можно быстрей достичь результата, пока внимание детей сконцентрировано на моих непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси лейку и будем поливать горку!»
В зимний период времени мы с детьми перед прогулкой подготавливаем хлеб, для того чтобы кормить птичек, все с удовольствием участвуют в этом занятии, на прогулки высыпаем хлеб в кормушки, а после прогулки наблюдаем из окна как прилетают к кормушке птички. Такой труд получается растянутым во времени, но при этом дети имеют возможность увидеть результат своей работы.
Необходимо убедить детей в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату. Например, я сгребаю снег лопатой и говорю детям: «Сейчас догребу снег, и начнем лепить что-то интересное. Если вы мне поможете носить снег, мы быстрее справимся и приступим к постройке». Привлекать детей к работе необходимо ближе к завершению, чтобы они не утратили интерес. Дети берут ведерки и начинают носить снег, из которого мы построили горку для куклы. После выполнения работы дети имеют возможность поиграть с постройкой – покатать куклу с горки. Таким образом, дети имеют возможность воспользоваться результатами своего труда, что привлечет их к работе в следующий раз.
Дети могут отвлекаться от начального задания, например, устав, носить снег, могут начать им кидаться, важно увлечь их заново, а не ругать, чтобы не формировать отрицательное отношение.
Обязательно включаюсь в работу, если ее предлагают дети. Например, помочь им с какой-то постройкой, тем самым показывая на собственном примере, что необходимо помогать друг другу.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду. Для этого необходимо дать детям возможность «прикоснуться» к труду, который им доступен. Так, например можно поручить детям помочь дворнику почистить дорожки от снега. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.
Большой восторг у дошкольников вызывают ледяные игрушки.
Для этого нам потребовалось совсем немного: несколько формочек для песка (подойдут и формочки для теста, вода, нитки и гуашь.
Сперва нужно налить воду в формочки и подкрасить ее прямо в формочке в разные цвета гуашью (эту часть работы можно поручить детям). Затем нарезать нитку на небольшие равные отрезки и, сложив пополам, опустить концами в формочки так, чтобы замерзшие фигурки можно было бы подвесить. Теперь остается только поставить формочки в морозильную камеру, ждать.
После того как вода замерзнет, ледяные фигурки вытаскиваются из формочек. Если какая-то фигурка не желает «выходить» сразу, то можно подставить формочку под тонкую струю холодной воды.
В случае, если нет возможности выполнить эту часть работы в детском саду, можно попросить детей принести уже готовые фигурки из дому и прямо с утра, не заходя в группу, развесить на улице.
Фигурки могут быть повешены как прямо на деревья, так и на натянутые специально для этой цели бельевые веревки (например, с помощью прищепок).
И дети, и взрослые наверняка порадуются переливающимся на солнце разноцветным фигуркам кораблей, цветов, машин. А когда солнышко припечет посильнее, не менее интересно наблюдать и за разноцветной капелью.
Но ледяные забавы, как выяснилось, это не единственный способ украсить зиму.
Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом не сами трудовые действия и их результат, а совместные с взрослым дела, близость к взрослому, его оценка, поощрение составляют стержень активности младших дошкольников. Поэтому всегда нужно найди возможность удовлетворить потребность ребенка помочь мне в работе на участке. И обязательно поблагодарить, показать, что его помощь была необходима, тем самым у ребенка формируется положительное отношение к труду.
При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не забывать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на место и др. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место.
Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в действиях по самообслуживанию, например в зимнее время отряхнуть свою одежду от снега и не забывать помогать друг другу.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.