Мария Акишева
Развитие способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психо-физического развития, условий воспитания и других факторов.
Развитие способностей в изобразительной деятельности принесет свои плоды только в том случае, если обучение будет планомерным и систематичным. Педагогика рассматривает развитие ребенка как качественное изменение его психических, физических особенностей под влиянием окружающего мира. И в первую очередь – воспитания и обучения.
Публикация «Развитие способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первый этап развития способностей (доизобразительный период) начинается с того момента, когда в руки попадает карандаш (в 2-3 года). Этот период очень важен для развития дальнейших способностей. Воспитатель в этот период должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм, движений, а затем к осознанию, что нарисовал, вылепил ребенок.
Ассоциации ребенка в этот период обычно неустойчивы. В одном рисунке он может видеть разные предметы, т. к. нет прочного следа – памяти на предмет. Задавая вопрос, воспитатель помогает ребенку осознать изображение.
- Что ты нарисовал?
- Мячик.
- Нарисуй еще.
Второй этап – изобразительный. С появления сознательного изображения предмет – изобразительный период в развитии способности. Деятельность носит творческий характер. Здесь уже могут быть поставлены задачи систематического обучения.
Первые изображения предмета очень просты. Это объясняется тем, что у ребенка мало развита координация движений, нет навыка, не развито мышление. В более старшем возрасте ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, которые характерны для данного предмета, но детские работы отличаются диспропорцией частей, т. к. мышление и зрение ребенка направлены на определенную часть предмета, который он рисует.
Задача воспитателя – учить ребенка анализировать, сравнивать, напоминать о пропорциях. Так идет развитие способностей. Иногда дети сознательно нарушают пропорции, чтобы увеличить образность предмета, его значимость. Это уже творческий процесс. Передача движения – сложная для ребенка задача. Нужна большая работа по развитию у детей умения видеть изменения формы и положение частей тела при движении. Лучше всего на живых объектах. Чтобы ребенок сознательно мог изобразить движение. В лепке легче передать движения, т. к. материал подвижен, пластичен.
Одна из наиболее сложных задач – передача пространства, соотношения предметов в пространстве. Ребенок на первых порах не задумывается над расположением предметов. Лист для удобства рисования можно поворачивать.
Определенное расположение предметы приобретают тогда. Когда существует связь между ними. Например: дерево, около него дом, тогда внизу появляется линия – земля (фриз). Небо может быть изображено синей полоской, но вверху.
Дети 4-5 лет любят изображать много предметов. И появляется двойной фриз земли. Тогда предметы располагаются на всем поле листа.
В 5-6 лет ребенок способен осознать и передать пространство: земля – это более широкая полоса, предметы рисуются выше, ниже.
В это время в детских работах появляется прозрачный рисунок. Например: дом и в нем все, что там есть.
Задача воспитателя – учить ребенка передавать пространство, при этом использовать цветную бумагу.