Ирина Катюжанская
Развитие самооценки в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самооценки в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений и самого себя. Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые дают ему как личности. За первые пять – шесть лет ребенок формирует свою самооценку почти исключительно на основе информации, которую получает в семье. Потом он идет в школу, и на него начинают влиять и другие факторы, однако роль семьи по–прежнему, остается очень важной. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома: уверенный в себе ребенок справляется с любыми неудачами и в детском саду и среди домашних; ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями. У такого ребенка повышается тревожность, появляется плаксивость. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.
Самооценка появляется на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я –хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
Каждое слово, мимика, жест, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновение и действия родителей несут ребенку сообщения о его самоценности. Увы, большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку.
Ощущение самоценности может сформироваться только в атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого – неотъемлемая часть взаимоотношений. Дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.
Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что – либо. У этих детей высок риск деструктивного поведения по отношению к себе и окружающим людям.