Елена Шнайдер
Развитие речи дошкольников посредством нетрадиционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Мною выбрана тема «Развитие речи у дошкольников с использованием инновационных и развивающих технологий.» потому, что развитие речи является наиважнейшим условием обучения в школе.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством нетрадиционных технологий» размещена в разделах
Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что его одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. И хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность. В результате работы над словом у детей формируется особое, лингвистическое
отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической монологической). Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, замечает оттенки значений слов, их грамматическую форму. Он активно использует эти средства в связной речи и в повседневной жизни. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и сказывает взаимное влияние. Целью моего опыта является формирование звуковой стороны слова в обще-речевом развитии дошкольника.
Задачи:
1. Исследовать состояние речи у детей на начало работы (3-4года);
2. Подобрать и систематизировать методические материалы для работы.
Для решения поставленных задач использовать методы:
1. Анализ методической литературы;
2. Педагогические наблюдения;
3. Опрос, беседа;
4. Педагогический эксперимент;
5. Анализ продуктивной деятельности.
В сентябре мною каждый год проводится диагностика, т. е. обследование речи на начало года. Для изучения состояния звуковой стороны слова у детей я использую следующие методы:
- обследование словарного запаса у детей;
- наблюдение за детьми в процессе учебной, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
- использование бесед с родителями, воспитателями и детьми.
В результате обследования я получила данные и составила индивидуальный оценочный уровень состояния речи у детей. Все дети испытывали значительные затруднения при выполнении заданий. Им приходилось задавать побуждения вопросы неоднократно. Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая выделяется как ведущая линия развития
речи детей 3-4 года. Для развития артикуляционного аппарата использовала звукоподражательные слова, голоса животных. Например: детям давала музыкальный инструменты- дудочка и колокольчик: дудочка дудит- «ду-ду», колокольчик звонит - «динь-динь», тем самым закрепляла произношение твердых и мягких звуков. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов, звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала: это- шутки чистоговорки («Бы-бы-бы идет дым из трубы», а так же потешные поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков( «У Саши едут сани сами», упражнения на договаривание слов, сходных по звучанию. Игры и упражнения на произношение шипящих я объединила тематически. Так, после рассматривания картинок «Ёж и ежата» я предложила детям выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («ша-ша-ша- мы покупаем малыша») или («жа-жа-жа мы увидели ежа»).Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычисляя звук при четком произношении слова, фразы ребенок подводится к пониманию терминов «звук» и «слово».
Более пристальное внимание в этом возрасте я уделяла воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводила, например, следующую игру «Чей это голос?». В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям. Основное внимание в словарной работе уделяла накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизация разных частей речи, не только существительных, но и других. Проводила игры «Что за предмет?», «Угадай игрушку?». В целом словарная работа в этом возрасте направлена на подведения ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, то есть на качественное развитие словаря. В работе с детьми этого возраста большой удельный вес занимает работа над формированием грамматического строя речи. Эта задача тесно связана с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе проводила в играх и упражнениях (Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). Использовала такие игры: «Чего не стало?»; «Прятки».Особое место в своей
работе уделяла работе с глагольной лексикой. Проводила разные игры: «Летает- не летает?», «Кто что делает?», «Поручения».
Также большая работа проводилась по обучению разными способами словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуются с помощью разных суффиксов (заяц- зайчонок -зайчата, также знакомила детей со способами образования глаголов на материале подражаний (воробей «чик- чирик»- чирикает). Работая над синтаксем детской речи я учила детей строить разные типы предложений- простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение. Например, в игре «Что умеет делать Гена?» я начала «Гена умеет. пол (подметать, цветы (поливать)» это все проводится с показом картинок. Развитие связной речи происходило на занятиях по пересказу литературных произведений, во время рассказывания об игрушке и картинке, когда в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основная задача - это обучение рассказыванию. Сначала дети учились рассказывать текст по моим вопросам, затем совместно со мной, и наконец, самостоятельно. При рассматривании картинок учила детей сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращала на персонажей картинок, их действия, а затем подводила детей к составлению короткого рассказа вместе со мной, а затем самостоятельно. Работа по воспитанию звуковой культуры идет на протяжении всего дошкольного периода. На пятом году жизни детей знакомила с новыми терминами «звук» и «слово». Для этого проводила игры и упражнения «Как слово звучит?», «Найди первый звук», в которых дети обучались умения находить слова, близкие и разные по звучанию слова. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Проводила игру «Найди первый звук?», где дети должны научится четко выделять в слове первый звук. Для игры нужна машина и разные игрушки, но среди них должны быть
обязательно слон и собака.
Я предлагала девочкам и мальчикам назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «С» (слон.). Если ребенок назвал слово, в котором нет этого звука, то произносим слово, выделяя каждый звук, например кооошшшкааа. В словарной работе этого возраста внимание уделяла правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Также продолжала работу по активизации словаря детей
названиями предметов, их качеств, свойств, действий уточняя обобщенные понятия. Дети могут называть действия, связанные с движением игрушек, животных. Проводила игры «Кто больше слов скажет?», цель- назвать качества, признаки, действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на их черты. Одновременно с этим развивала у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов! («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы). В своей работе уделяла внимание на то, чтобы научить детей подбирать и различать слова, близкие и противоположному по смыслу. Игра «Шишка». Цель- познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка». При знакомстве с многозначными словами я обязательно использовала наглядность. В речевой работе с детьми пятого года расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению. Так я продолжала обучению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительного; правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Ведущим приемом обучения связной речи становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме. Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной выразительной речи. Дети к этому возрасту четко могут дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи я использовала скороговорки, чистоговорки, загадки потешки, стихи. Также я продолжала работу по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание развитию умения детей обобщать. Сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводила новые слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы («дерево», «металл», «стекло»).
Особое внимание в своей работе с этим возрастом уделяла синтаксической стороне речи- умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения различных типов. Для этого проводила упражнение на распрастронение и дополнение предложений начатых мною.
(«Дети пошли в лес, чтобы»)
(«Они оказались там, где»)
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций, необходимо для развития связной речи. Большое внимание в своей
работе уделяю пальчиковым играм. Развитие мелкой моноторики у детей способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учить соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение.