Ирина Чепелева
Развитие речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым.
За речью ребенка я наблюдаю с младенчества. Ведь начинается она с лепета, эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за взрослым звуков и звукосочетаний. Эмоциональное общение взрослого с малышом является важнейшей предпосылкой становления речевых форм коммуникации.
Публикация «Развитие речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Формы организации обучения детей я выбираю в зависимости от их психического здоровья. Занятия провожу индивидуально в режиме жизни детей. Создаю условия, обеспечивающие высокую работоспособность детей. При организации занятий предусматриваю рациональное расположение материала, определяю последовательность его использования, способ подачи и характер работы с ним. Основная задача, которую я ставлю в начале занятия при его организации – создать мотивацию к речевой и предметно-игровой деятельности. Интерес малыша к занятию вызываю красочностью материала, с которым предстоит действовать. Использую игровые приемы и игровые ситуации.
Коррекцию нарушений предречевых функций у воспитанников 1-го года жизни я осуществляю по методике Лисичкиной Юлии Александровны.
Данная методика предполагает 5 этапов работы с детьми:
1. Развитие доречевой активности.
На данном этапе работы развиваю умение ребенка сосредотачиваться и вслушиваться в речь взрослого. Формирую сенсомоторные предпосылки речи.
2. Развитие голосовой активности.
Я осуществляю стимуляцию и формирование голосовых реакций – гукание и гуление. Развиваю восприятие переходных к лепету звуков.
3. Формирование подражания звукам, предшествующих лепету.
Здесь происходит эмоционально-вокализованное общение с ребенком, развиваю восприятие слогоритмов.
4. Формирование предпосылок понимания речи.
На данном этапе стимулирую лепет с изменением звуконаполняемости, длительности, громкости – развитие просодической стороны речи.
5. Заключительный этап коррекционно-развивающей логопедической работы.
Стимулирую осознанно - произносимые ребенком лепетные слова, расширяю объем понимаемых слов и фраз.
При организации коррекционно-логопедических занятий с детьми 2-го и 3-го года жизни использую методические рекомендации Дедюхиной Г. В., на основе которых реализуются 3 основных направления работы:
1. Развитие чувственной основы речи.
Формирую представления о предметном мире, о схеме тела и лица, активизирую сомато-пространственный гнозис, развиваю слуховое восприятие.
2. Формирование сенсомоторного механизма речи.
Формирую устойчивые вокализации, работаю с прямым открытым слогом. Идет работа по усвоению слогоритмической структуры слова.
3. Усвоение языковых норм и правил.
Для осуществления преемственности в индивидуальной работе с детьми предоставляю воспитателям задания, методические пособия с необходимыми тематическими предметными и сюжетными картинками.
Все изменения в нервно-психическом развитии вношу в графики – профили, тем самым отслеживаю динамику развития каждого ребенка.
Также в своей работе я широко использую художественное слово. Я учу детей воспринимать сказки, потешки, рассказы. Следить за развитием действий, понимать содержание, развиваю умение отвечать на вопросы.
В нашем доме ребенка сложились свои традиции. Я со своими коллегами организую выезд детей в Парк чудес, в цирк, экскурсии на огород. Каждый месяц я принимаю участие в подготовке и проведении Дня именинника. Также мы тесно сотрудничаем с Никольской церковью, организуем подготовку детей к проведению Таинства крещения. Недавно, при поддержке церкви и нашего главного врача Букша Сергея Ивановича, у нас открыли Домовой храм, и у детей появилась еще одна возможность познать мир, узнать, как много интересного и важного существует за пределами стен дома ребенка.