Болдова Виолетта
Развитие речевого дыхания у дошкольников
Что такое речевое дыхание?
- Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
- Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.
Публикация «Развитие речевого дыхания у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Проблемы в развитии речевого дыхания
Нерациональный расход выдыхаемого воздуха
- Ребенок в начале фразы делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.
- Ребенок останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.
- Это может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.
Слабое развитие дыхательного аппарата
- Если дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.
- Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты, аденоиды, может быть следствием общей ослабленности, различных сердечно-сосудистых заболеваний, малоподвижным образом жизни и т. д.
Формирование правильного выдоха
Основная задача развития речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос
- "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Правила проведения игр на развитие речевого дыхания
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо проводить в течение 3-6 минут, в зависимости от возраста детей.
Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.
Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания включают
- Игры на развитие силы и длительности выдоха
- Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики
- Упражнения на отработку произношения гласных звуков и слогов
- Игры на тренировку дыхания с использованием речевого материала