Людмила Кожевникова
Упражнения для развития речевого дыхания
▼ Скачать
Дыхание является физиологической основой речи. А спокойное речевое дыхание – это спокойная, плавная речь, нормальное голосообразование, ясная дикция, правильное произношение звуков. Поэтому очень важно на логопедических занятиях предлагать детям задания на развитие речевого дыхания.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3-5 минут, чтобы не вызвать головокружение и негативных реакций. Обучение речевому дыханию проводится поэтапно.
а) Дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.
Для этого предлагаются следующие упражнения:
-Вдох и выдох через нос.
Публикация «Упражнения для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-Вдох и выдох через рот.
-Вдох через рот - выдох через нос.
-Вдох через нос - выдох через рот.
б) Статическая дыхательная гимнастика.
Логопед обучает ребенка быстрому вдоху через нос и плавному, равномерному выдоху через рот, выполняя следующие задания без произнесения звуков:
- сдуть с руки снежинку (из бумаги,
- сдуть ватку,
- подуть на султанчики,
- погреть ладошки,
- подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке,
- подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки,
- задуть в ворота легкие ватные шарики,
- сдуть листья с деревьев,
- подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности стола так, чтобы она сдвинулась с места,
- сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила,
- подуть на карандаш и сдвинуть его на поверхности стола,
- подуть в дудочку, трубочку,
- извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе,
- надуть воздушный шар,
- дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребенка так, чтобы лист трепетал (лист постепенно отодвигают ото рта ребенка,
- сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы, получается свист.
Такие упражнения постепенно можно усложнять: предлагать детям, чтобы во время выдоха язык лежал на нижней губе, а воздушная струя шла посередине языка.
в) Фонационная дыхательная гимнастика.
На данном этапе логопед учит ребенка рационально, экономно производить выдох в процессе произнесения звуков, слов и фраз. Задание начинается с гласных звуков и их сочетаний, затем переходят к согласным, слогам и словам, предложениям. В работу должны включаться, только те звуки, которые логопат произносит правильно.
1. Произнесение одного гласного звука на выдохе:
медведь (ааааааааааа) мышка (иииииииии) козочка (эээээээээээ)
пароход (уууууууууу) слон (оооооооооо) ветер (ыыыыыыыыы)
2. Произнесение цепочек гласных звуков на одном выдохе:
АО, АУ, АЫ, АИ; АОУ, АИУ, АУО; АОУЫ; АОУЫИ
3. Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно:
жук (жжжжжжж, комар (зззззззззз, ветер (ссссссссс, змея (шшшшшш)
4. Произнесение слогов на одном выдохе:
па по; па по пу; па по пу пы; па по пу пы пэ
апа апо; апа апо апу; апа апо апу апы; апа апо апу апы апэ
5. Произнесение слов на одном выдохе:
- счет до 5, до 10
- дни недели
- времена года
- названия месяцев
6. Произнесение предложений на одном выдохе.
- Девочка рисует цветок.
- Девочка рисует цветок карандашами.
- Девочка рисует красивый цветок карандашами.
- Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.
Или:
-Ах!
-Ах, пахнет!
-Ах, как пахнет!
-Ах, как пахнет цветок!
-Ах, как хорошо пахнет, этот цветок и т. д.
Очень хорошее упражнение «Звонок» (меняется тип выдыхания: от плавного и спокойного, к выдоху с силой, а потом рывками):
-Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным звуком звоним в дверь:зззззззззззззззззззз
-Нетерпеливо звоним несколько раз: зззз…зззз…зззз….
-Звоним короткими назойливыми звонками: зз…зз…зз…
Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе, своевременно и незаметно пополнять запас его на паузах.
Используемая литература:
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 254 с.