Людмила Кожевникова
Упражнения для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание является физиологической основой речи. А спокойное речевое дыхание – это спокойная, плавная речь, нормальное голосообразование, ясная дикция, правильное произношение звуков. Поэтому очень важно на логопедических занятиях предлагать детям задания на развитие речевого дыхания.
Темочки:
- Дыхательная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3-5 минут, чтобы не вызвать головокружение и негативных реакций. Обучение речевому дыханию проводится поэтапно.
а) Дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.
Для этого предлагаются следующие упражнения :
-Вдох и выдох через нос.
-Вдох и выдох через рот.
-Вдох через рот - выдох через нос.
-Вдох через нос - выдох через рот.
б) Статическая дыхательная гимнастика.
Логопед обучает ребенка быстрому вдоху через нос и плавному, равномерному выдоху через рот, выполняя следующие задания без произнесения звуков:
- сдуть с руки снежинку (из бумаги,
- сдуть ватку,
- подуть на султанчики,
- погреть ладошки,
- подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке,
- подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки,
- задуть в ворота легкие ватные шарики,
- сдуть листья с деревьев,
- подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности стола так, чтобы она сдвинулась с места,
- сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила,
- подуть на карандаш и сдвинуть его на поверхности стола,
- подуть в дудочку, трубочку,
- извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе,
- надуть воздушный шар,
- дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребенка так, чтобы лист трепетал (лист постепенно отодвигают ото рта ребенка,
- сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы, получается свист.
Такие упражнения постепенно можно усложнять: предлагать детям, чтобы во время выдоха язык лежал на нижней губе, а воздушная струя шла посередине языка.
в) Фонационная дыхательная гимнастика.
На данном этапе логопед учит ребенка рационально, экономно производить выдох в процессе произнесения звуков, слов и фраз. Задание начинается с гласных звуков и их сочетаний, затем переходят к согласным, слогам и словам, предложениям. В работу должны включаться, только те звуки, которые логопат произносит правильно.
1. Произнесение одного гласного звука на выдохе:
медведь (ааааааааааа) мышка (иииииииии) козочка (эээээээээээ)
пароход (уууууууууу) слон (оооооооооо) ветер (ыыыыыыыыы)
2. Произнесение цепочек гласных звуков на одном выдохе:
АО, АУ, АЫ, АИ; АОУ, АИУ, АУО; АОУЫ; АОУЫИ
3. Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно:
жук (жжжжжжж, комар (зззззззззз, ветер (ссссссссс, змея (шшшшшш)
4. Произнесение слогов на одном выдохе:
па по; па по пу; па по пу пы; па по пу пы пэ
апа апо; апа апо апу; апа апо апу апы; апа апо апу апы апэ
5. Произнесение слов на одном выдохе:
- счет до 5, до 10
- дни недели
- времена года
- названия месяцев
6. Произнесение предложений на одном выдохе.
- Девочка рисует цветок.
- Девочка рисует цветок карандашами.
- Девочка рисует красивый цветок карандашами.
- Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.
Или:
-Ах!
-Ах, пахнет!
-Ах, как пахнет!
-Ах, как пахнет цветок!
-Ах, как хорошо пахнет, этот цветок и т. д.
Очень хорошее упражнение «Звонок» (меняется тип выдыхания : от плавного и спокойного, к выдоху с силой, а потом рывками) :
-Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным звуком звоним в дверь:зззззззззззззззззззз
-Нетерпеливо звоним несколько раз: зззз…зззз…зззз….
-Звоним короткими назойливыми звонками: зз…зз…зз…
Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе, своевременно и незаметно пополнять запас его на паузах.
Используемая литература:
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 254 с.