Татьяна Слуцкая
«Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Дети узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Публикация «„Развитие познавательных способностей детей посредством организации экспериментирования“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Структура экспериментирования
Этапы обучения
Мотивация деятельности
1-й этап
Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы
2-й этап
Педагог ставит проблему дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент
3-й этап
Постановка проблемы, выбор метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно
Приёмы экспериментирования
Создание развивающей среды
Проблемные ситуации
Интрига и сюрпризные моменты
Наводящие вопросы Уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям
Предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве
Проблемные вопросы Пополнение уголка новыми материалами и предметами
Приемы межличностного общения и сотрудничества
Работа воспитателя по указанию целей Допущение неточности в действиях воспитателя
Изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента
Разработка совместно с детьми условных графических обозначений
Навыки исследовательской деятельности детей.
Устойчивый интерес
Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога
Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов -
Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
Мини лаборатория центр науки
В мини лаборатории могут быть выделены отдельные места:
Для постоянной выставки где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы. (раковины, камни, кристаллы)
Для приборов
Для выращивания цветов
Для хранения материалов (природного, «бросового»)
Младший возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений («Почему стоит автобус?»);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт («Почему песок не рассыпается?»);
Средний возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется);
3) классифицировать объекты и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Старший возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется);
3) классифицировать объекты и предметы по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Подготовительный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активно использовать результаты исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол);
2) классифицировать на основе сравнения: по длине (чулки — носки, форме (шарф — шапка — косынка, цвету-орнаменту ( чашки: одно и разноцветные, материалу (платье шелковое — шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств»).