Светлана Курина
Развитие познавательной активности и речи у дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность
Как ребенок владеет речью, умеет рассказывать, общаться со взрослыми, сверстниками, можно судить о когнитивной сфере его развития. Это и привлекло мое внимание к данной проблеме.
2. Концептуальность
Главным условием для развития гармоничной личности ребенка является развитие коммуникативных, мыслительных способностей не только сверстниками, но, прежде всего, со взрослыми. Именно взрослый человек является хранителем опыта, накапливаемым на протяжении всего существования Земли. Этот опыт передается с помощью вербального общения.
Публикация «Развитие познавательной активности и речи у дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
Организованная образовательная деятельность проходит комплексно, включая: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. Эти образовательные области перекликаются, интегрируются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому я расставила приоритеты и акцентировала свое внимание на: «Интеграцию познавательной активности и речи с игровыми формами работы». «Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в воспитательно-образовательном» процессе», «Совершенствование работы с родителями по формированию познавательной активности и речи дошкольников через игровую деятельность, в совместной работе с детьми».
Ведущие педагогические идеи
Ведущей педагогической идеей работы является – формирование мыслительных способностей, связанной речи, через игровую деятельность с детьми самой приемлемой и эффективной. Именно она обеспечивает создание такой развивающей среды, которая помогает полностью раскрыть все грани, способности ребенка удовлетворить запрос государства и общества.
Идея развития познавательных интересов (восприятие, мышление, памяти, воображения, внимания) и речи (звуковой культуры речи, развитие связанной речи, обогащение и развитие словаря, формование диалогической и монологической речи, воспитание интереса к художественному слову) является главной для творческой личности ребенка как путь познания окружающего.
Поэтому моей целью является развитие и воспитание гармонично-развитой личности физически и духовно крепкой, здоровой, имеющей такие качества, как толерантность, эмпатия, коммуникабельность, любознательность, ответственность за свои действия, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем бы послужило ему защитой от социальных и межличностных противоречий. Формирование думающего, чувствующего, любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Оптимальность и эффективность средства
В нашем мире компьютеризации, новых технологий, резко повысился социальный престиж интеллекта и развития науки. А эмоционально-духовная сторона ребенка страдает. У детей появляется равнодушие, черствость, их интересы ограничены, а игры не интересны и однообразны. Они становятся не живые, как роботы. Психологи ставят диагноз: не доиграл. Такие дети не умеют занять себя в свободное время, на наш мир смотрят без интереса, им не хочется общаться друг с другом, у них появляется зажатость или расторможенность, страхи или развязность. Самый короткий путь развития детей – это игра. Только «играя» можно добиться очень многого (исходя из своего педагогического опыта) могу я сказать. Поэтому работу по активизации познавательных процессов и речи в игровой деятельности начала с того, что поставила следующие задачи:
1. Активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес. Развивать зрительные, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение и фантазию, образное мышление с помощью игровых технологий. Создание проблемно-поисковые ситуаций и организация экспериментальной деятельности.
2. Поощрять и поддерживать ребенка, активно вступать в межличностное общение всеми доступными средствами, как вербальными, так и невербальными; учить высказывать свои мысли, свою точку зрения; вырабатывать желание делиться впечатлениями, сопровождать игровые действия речью; побуждать высказываться детей на волнующие близкие им ситуативные и не ситуативные темы.
3. В играх учить детей соотносить словестное обозначение действий с собственными движениями и действиями – с игрушками. Обогащать словарь новыми для них словами окружающего мира. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
4. Снимать зажатость, скованность, развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. Воспитывать контактность, доброжелательность. Упражнять в развитии мелкой моторики пальцев рук, т. к. «речь находится на кончиках пальцев», в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.
Пока детям интересно познавать во время игры, их внимание сконцентрировано, эти задачи эффективно влияют на познавательную и речевую активность детей. Я принимаю любые предложения, дополнения детей, их выдумки и творчество. Стараюсь, чтобы материал, с которым я знакомлю малышей, был им доступен и немного знаком.
В своей работе использую доступные формы работы как с детьми, так и родителями. Распространение опыта работы по данной теме проходило через педсоветы, семинары, МО, «Дни открытых дверей».
Своеобразие и новизна опыта
Я убедилась, что не вся образовательная деятельность вызывает интерес у дошкольников и задумалась, как же вызвать желание увлеченно познавать, получая знания?
Пришла к выводу, что побуждать интерес к познаванию можно, если «учиться играя», если накапливать дидактический, наглядный, раздаточный материал, совершенствуя развивающую среду. Ведь это заставляет и помогает дошкольникам легче запомнить, вызывает чувство радости, удовлетворения.
Этой проблемой я стала заниматься с детьми раннего возраста. Как пишут в своих трудах по раннему развитию японский деятель МасаруИбука : «После трех уже поздно»… В этом возрасте малыш стремится к самостоятельности, у него развивается наглядно-действенное мышление, приобретается опыт во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, благоприятное время для развития у детей любых способностей.
Работа с малышами раннего возраста строится таким образом, что программный материал, который давался на предыдущем занятии, повторяется на последующем, а затем усложняется и закрепляется. Такие приемы; (пояснение, показ образа, игры, хоровые, индивидуальные ответы детей чередуются. Это делает работу интересной, доступной, помогает вовлечь в нее всех детей, повышает активность каждого ребенка.
Исходя из поставленных мною задач, составила и систематизировала картотеку дидактических, развивающих игр, упражнений, пособий, наглядного материала, которая помогает спланировать опытно-экспериментальную, практическую деятельность.
Например, (на прогулке) «В уголке «Природы», в центре «Песок-вода», сравнивали «Воздушный шарик и яблоко», «Лимон и грушу», «Угадай на вкус» (фрукты) – активируется речь, развиваются вкусовые ощущения. Работа с листочками (путем накладывания друг на друга, сравнивали цвет, форму, размер – плоскостные предметы и объемные: например, свекла, репка.
Стараюсь, чтобы дети сами добывали базовую информацию (в более старшем возрасте, и они «изобретают», «экспериментируют», «открывают» новые для себя понятия, расставляют важные для себя приоритеты.
Веду внутренний мониторинг (диагностика) развития детей в каждой возрастной группе. Разрабатываю и реализовываю проектную деятельность : «Мы – рузаевцы!», «Много профессий хороших и важных», «Твои имя и фамилия».
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая и практическая значимость заключается:
- в выявлении наиболее эффективных условий реализации воспитательного процесса по данному вопросу.
- в систематизации и обобщении по проблеме развития познавательной и речевой активности в игровой деятельности дошкольников; в выявлении различий в уровне развития и их сравнение.
Обоснование выдвигаемых принципов и приемов
В программе по ФГОС акцентируется внимание о необходимости применения гибких модулей и технологий образовательного процесса.
Основной моей работы являются следующие принципы:
- принцип развивающего обучения;
- систематичность и последовательность;
- единство требований в ДОУ и в семье;
-дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку;
-наглядности и научности (обоснованности);
- доступности;
- активности и осознательности;
- принцип учета возрастных особенностей.
Основные приемы с детьми 3-года жизни – наглядность и слово. Показывая игрушки, картинки, предметы, или наблюдая за трудом взрослых, растениями и животными, за явлениями природы, - все сопровождаю комментированием. Ведущее место отводится двигательной активности детей.
Предполагаемый результат
1. Формированность у детей желания к познавательной активности и речи через двигательную активность, игровые технологии, применяя разные формы и методы работы с детьми и семьей.
2. Разработка методических материалов по организации и взаимодействию воспитатель-ребенок-родитель, которые помогут реализовать данную идею в ДОУ.
3. Совершенствование психолого-педагогической компетенции воспитателя.
4. Развитие и внедрение действенных форм работы с детьми, с их родителями по данному вопросу.
Результативность опыта
Успешное воспитание и развитие всех детей зависит, прежде всего, от хорошей теоретической подготовки, методического, творческого мастерства и серьезного, вдумчивого отношения к делу со стороны воспитателя.
По проводимому внутреннему мониторингу можно сделать такой вывод, что малыши, которые ранее плохо владели речью – стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками, расширился и обогатился словарь. Любят совместную деятельность с воспитателями и одногруппниками. Стали больше проявлять самостоятельность, инициативу в сюжетно-ролевых, строительных, в играх на развитие мелкой моторики, словестных играх, театрализации, стараются перевоплощаться, играть по правилам, применяя избирательность не только игрового материала, но и сотрудничество в межличностном общении. Игра – основная работа детей, их постоянное занятие, основная деятельность; даже состояние здоровья малышей улучшилось.
Я считаю, что материал, который я представила из своего опыта работы будет пополняться. Для этого я систематически изучаю научные, методические разработки, литературу, новинки и тенденции воспитательно-образовательного процесса. Занимаюсь самообразованием, самосовершенствованием. Работу следует продолжить.