Наталия Решетникова
Развитие познавательной и творческой деятельности детей в системе работы мини-музея (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми, очень важно, и я думаю вы, уважаемые коллеги, со мной согласитесь, активизировать познавательную, исследовательскую деятельность дошколят, разжигать искры любознательности, поощрять творчество и самостоятельность детей. А для этого необходимо создать в детском саду соответствующую предметно – развивающую среду. В нашей группе много различных центров развития, игровых уголков, но особое место занимает мини-музей. Он не имеет определенного названия, потому что не имеет одной постоянной тематики. Дети с гордостью называют его просто «Наш музей». Экспозиция в мини-музее меняется в соответствии интересами детей и планированием учебно-воспитательного процесса. Постоянная смена экспозиций способствует тому, что и дети, и родители, и мы, воспитатели, постоянно находимся в творческом поиске : ищем нужный материал, делаем экспонаты, оформляем экспозиции, готовим презентации. Интерес к мини-музею у нас не угасает. Наоборот, все больше семей принимает участие в пополнении экспозиций. Наш музей стал мощным центром развития : каждый ребенок имеет возможность попробовать собственные силы и самореализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность. Так же мини-музей позволяет мне осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к, исследовательской деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; более полно и разносторонне раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах.
Публикация «Развитие познавательной и творческой деятельности детей в системе работы мини-музея (из опыта работы)» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все экспонаты доступны детям: они могут взять их и поиграть, переставить их по своему усмотрению, показать родителям.
Наш музей работает с декабря 2013 года. За это время было оформлено две экспозиции: «Зимняя сказка» и «Космос».
Экспозиция «Зимняя сказка» была приурочена к Новому году. Родители и дети потрудились на славу: в музее появились снеговики и деды Морозы, елочные игрушки и гирлянды. Выставку дополняли работы, выполненные детьми на занятиях (лепили из пластилина и соленого теста, делали аппликации и рисовали на данную тему). А многочисленные елочки сделанные из различного материала даже побывали на районном конкурсе «Оставим елочку в лесу», где пятеро детей получили сертификаты участников и один ребенок (Лева Щ.) занял первое место среди дошкольников. Во время работы экспозиции дети узнали много нового и интересного: где живет дед Мороз, как празднуют Новый год в других странах, откуда пришел обычай наряжать елку. Дети с удовольствием рассказывали как и из чего они дома с родителями делали поделку, составляли описательные рассказы и сказки. Итогом нашей с детьми работы стала презентация для родителей, где дети впервые выступили в качестве экскурсоводов.
Воодушевленные успехом и поддержкой родителей, мы ко дню космонавтики подготовили экспозицию «Космос». Дети познакомились с историей развития космонавтики, узнали много нового и интересного о летательных аппаратах, животных, покоривших космос, о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о созвездиях, о Луне, как единственном спутнике Земли. Пополнили и обогатили методический, дидактический и наглядный материал по теме «Космос». Дети с большим удовольствием делали фантастические летательные аппараты из бросового материала, которые потом с гордостью демонстрировали детям параллельной группы. Некоторые семьи не только смастерили летательный аппарат, но и сочинили про него фантастическую историю. Так в нашем музее появились книжки-самоделки: «Космос, Земля и мы» об экологической угрозе, нависшей над нашей планетой, «Космос» о планетах Солнечной системы и их обитателях, «Лунозаврия» о сказочной планете, которую населяют добродушные лунозаврики, «Спанч Боб и Патрик летят на ракете» и «Маша в космосе»-новые космические приключения мультипликационных героев. Итог нашей работы презентации для родителей и детей параллельной группы «Как человек покорял космос».
Сейчас работаем над созданием экспозиции «Страна цветов», в процессе которой будут систематизированы знания детей о различных видах цветов, о необходимых условиях для их роста, выучим стихи о цветах, будем рисовать и мастерить цветы из разного материала.
Работа в нашем музее дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.