МААМ-картинки

Развитие планирующих умений у старших дошкольников в совместной изобразительной деятельности

Светлана Герасимова
Развитие планирующих умений у старших дошкольников в совместной изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Наш современный мир, похож на пир во время чумы: человечество радуется техническому прогрессу, не понимая, что это путь в тупик. Человека замещает машина, которая оглупляет его, разрушает все его личностные структуры, делая из него малосоображающего зомби. Стоит только нажать одну кнопку и все готово, не надо думать, размышлять, советоваться, согласовывать свои действия с действиями других людей, прогнозировать, предвидеть результат. Это привело нас к тому, что в школу приходит ребенок, как правило, имеющий низкий порог «школьной зрелости», в целом не готовый к учению. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, не умеют общаться и договариваться друг с другом, агрессивны или наоборот застенчивы. У детей неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты, слабо развита моторика рук, плохая память, не развито воображение, мышление. Они не самостоятельны, не умеют своевременно принимать нужное решение, планировать свою деятельность.

Публикация «Развитие планирующих умений у старших дошкольников в совместной изобразительной деятельности» размещена в разделах

Планированию деятельности детей следует обучать. Л. С. Выготский, говорил, что «правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие».

Важная роль в развитии у дошкольников планирующих умений отводится воспитателю. Роль на разных этапах различна:

1. Сначала планирует работу детей сам : (предлагает тему, материал, образец выполнения, где и как расположить)

2. Привлекает их к совместному планированию : предлагает выбрать сюжет и распределить роли, размещение на плоскости (составление композиции – по разному разложить на листе вырезанные фигурки или модели заменяющие их; рассмотреть все предложенные варианты и прийти к совместному решению).

3. Учит планировать работу самостоятельно (предлагается задание, которое ставит перед необходимостью составления плана действий : выбрать вместе узор или рисунок, договориться, где он будет расположен, выбор цвета, распределение действий между участниками, зарисовка схемы).

Существует мнение другого автора, Д. И. Воробьевой, которая считает невозможным планирование работы детей педагогом, так как тогда ребенок выступает в роли пассивного объекта деятельности педагога. Она считает, что нужно создать проблемную ситуацию, при разрешении которой ребенок сам решит что делать, как, из чего, с кем, кто, что будет делать? т. е. появится мотив, интерес, желание. Педагогу нужно пользоваться такими методами и приемами, которые мобилизируют интеллектуальный потенциал ребенка и увлекут его в интересное путешествие в страну открытий, где нужно искать, выяснять, рассуждать, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результата, т. е. чтобы ребенок находился на активной позиции субъекта деятельности. При такой работе с ребенком, у него появятся положительные эмоции, интерес, разовьется мышление, воображение, речь, появится «Я- концепция» - «хочу, могу, делаю».

Важным моментом в организации работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов (схемы, эскизы, раскладывание моделей на плоскости). В стартовой беседе педагог увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, мотивирует детей на продуктивную деятельность. Для детей дошкольного возраста необходимо использовать наглядно - образный материал. Это связано с особенностями их воображения. Детям без наглядно-образного материала трудно планировать что-либо, заранее составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам, а к 6-7 годам развитие аффективного воображения у детей достигнет того уровня, когда многие их них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

Для более эффективной работы по развитию планирующих умений у старших дошкольников в совместной изобразительной деятельности необходимо создать такие условия, при которых, работая с различными материалами, дети постепенно приобрели бы опыт «вместе думать», с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу. Хочется подчеркнуть : что ребенок должен быть не пассивным объектом воздействия и продуктом деятельности педагога, а активным субъектом деятельности. Образ ребенка, которого предполагается развивать, определяет и основной принцип работы педагога: меньше показывать и объяснять, а больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и детьми. Необходимо организовать развивающую среду, при организации которой реализуются принципы рационального размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону и требования, связанные с наполнением их материалами и эстетикой оборудования. В условиях такой организации среды ребенок пользуется правом выбора интересного для себя дела, свободного перемещение в любое место пространства группового помещения. Ребенок получает возможность объединиться со сверстниками для совместной деятельности по желаниям и интересам (придумать занятие по интересам, совместно продумать как выполнить, подобрать материал, обсудить последовательность выполнения для получения результата, распределят роли т. е. ребенок получает возможность для развития и закрепления планирующих умений).

При таких условиях ребенок сам себя тренирует в постановке цели, поиске путей и способов ее решения; прилагает волевые усилия для реализации задуманного. Ребенок приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнерами; учится управлять собой. Особая роль принадлежит педагогу. В процессе обучения в детском саду воспитатель должен овладеть профессиональным умением не развлекать, а направлять, пробуждать интерес детей к познанию, формировать умение ставить цели и, с удовольствием включаясь в поисковую деятельность, их реализовывать. Занятие надо начинать с проблемной ситуации и вопросов: «что сначала?», «что потом?», «почему?», «зачем?», «как?», «что будет если?». Детям самим необходимо включиться в поисковую деятельность и решить проблему. Благодаря этому дети научатся думать, анализировать, рассуждать, высказывать свои предположения.

Сильным средством являются встречи с художником (мастером) с целью понаблюдать за процессом создания им произведений изобразительного искусства. В младшем возрасте - это пассивное, в старшем – активное восприятие опыта, пример для подражания. Дети наглядно прослеживают цепочку действий художника на разных этапах творческого процесса. Это способствует осознанию ребенком последовательности своих собственных действий и выработке «механизма думания». Ребенок обдумывает и, по побуждению воспитателя, обсуждает различные вопросы, составляющие содержание замысла. В результате обсуждения (с большим или меньшим участием педагога) задача предстает с разных сторон, а образ – представление, возникающий в сознании ребенка, приобретает черты графического образа, который включает представление о том, что будет изображено, и в какой последовательности станет продвигаться рука с инструментом в процессе его создания. Для размышления вычленяются этапы работы: вначале тема (сюжет, композиция, затем материалы, инструменты, способы действий.

Публикации по теме:

Панно «Таймырская тундра весной»Панно «Таймырская тундра весной» "Таймырская тундра весной", панно выполнено из помпонов. Весной в тундре появляется сочная зелень, олени радуются теплому солнышку, на.

Панно «Нежность роз поутру». Бумагопластика, квиллингПанно «Нежность роз поутру». Бумагопластика, квиллинг Республиканский конкурс по техническому творчеству «Творчество рядом с нами» Мероприятия конкурса:1. Интернет-конференция (обсуждение вопросов).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие планирующих умений у старших дошкольников в совместной изобразительной деятельности
Опубликовано: 25 октября 2014 в 20:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие планирующих умений у старших дошкольников в совместной изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД