Анна Лабузова
Развитие памяти у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие памяти у детей с ОВЗ
Особенности памяти у детей с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.
Публикация «Развитие памяти у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Точность и прочность запоминания обучающихся с ОВЗ словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.
Обучающиеся с ОВЗ обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного.
Развитие памяти у детей с ОВЗ
Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. В свою очередь нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов. В начальной школе на школьников обрушивается огромный поток информации, усвоить который ребенку с проблемами в развитии очень непросто. И, прежде всего причиной этого является низкий уровень развития памяти. Поэтому необходимо целенаправленное развитие и коррекция мнемической деятельности обучающихся с ОВЗ.
Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения, способствующие формированию внимания и запоминания.
Специальная - коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания - один из самых эффективных путей оптимизации запоминания, сохранения и воспроизведения.
Одна из характерных особенностей развития памяти у школьников с ОВЗ – это отклонение от наблюдаемого у нормально развивающихся сверстников соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием. Ученики младших классов, в ряде случаев воспринимают материал не стараясь его запомнить. Этим обусловлено слабое запоминание. У таких детей отстает в развитии не только преднамеренное запоминание, но и не преднамеренное. Поэтому нужно уделять внимание развитию и этого вида запоминания.
Для успешного запоминания необходимо осмысление материала, осознание его содержания. Если материала запоминается без должного понимания содержания, он запечатлевается в памяти в результате «механического» заучивания, опирающегося только на многократные повторения. Осмысленное запоминание отличается от механического запоминания тем, что оно происходит всегда в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти, и оно более продуктивно, чем механическое.
Преимущество осмысленного запоминания перед механическим запоминанием в том, что в процессе его осуществления устанавливаются опосредствованные связи между отдельными частями материала, что не происходит при механическом запоминании. В основе механического запоминания лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов. При осмысленном запоминании всегда участвует прошлый опыт, ранее усвоенные знания и навыки, содействующие более эффективному запоминанию.
Если запоминание осмысленное, то точность и прочность материала эффективнее, чем при механическом запоминание. При осмысленном запоминании устанавливаются опосредованные связи между отдельными частями материала. Исследования Л. В. Занкова, посвященные изучению развития памяти у обучающихся коррекционной школы показали, что школьники в возрасте 9-10 лет на владеют даже элементарными навыками осмысленного запоминания. Осмысленное запоминание очень важно в процессе усвоения знаний. Для того, чтобы развить осмысленное запоминание необходимо обучение рациональным приемам запоминания. Умственно отсталых школьников младшего школьного возраста необходимо обучить умению находить сходство между объектами, умению сравнивать.
У детей с ОВЗ в процессе обучения большое внимание надо уделить развитию умения сознательно и целенаправленно запоминать существенные, наиболее важные для учебной и практической деятельности сведения и факты. Важно научить таких детей расчленять материал на отдельные смысловые части, уметь осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические отношения.
Учитывая слабость памяти учеников коррекционной школы, необходимо сначала создать условия для облегчения этого процесса. С этой целью информация подается малыми порциями, задействуется максимально возможное количество анализаторов при восприятии, новый материал связывается с опытом ребенка, организуются разнообразные формы повторения.
В процессе запоминания и усвоения учебного материала важно отношение и интерес школьника к учебе.
Большое значение в усвоении и запоминание учебного материала играет повторение. Обучающиеся с ОВЗ не умеют пользоваться рациональными приемами повторения в процессе заучивания. Они пассивно повторяют материал много раз подряд, не делая необходимых попыток воспроизвести его. Такое заучивание приводит в ряде случаев к тому, что узнавание материала в процессе повторения принимается школьником за запоминание. Необходимо научить правильно организовывать повторение. Заучивание должно начинаться с предварительного ознакомления с содержанием материала. Материал необходимо делить на смысловые части, а из каждой такой части нужно выделить опорные пункты – отдельные слова или выражения, которые потом помогли бы воспроизвести соответствующую часть текста.
Для запоминания используются разные вспомогательные приемы: классификацию, обозначения слов с помощью схематических и символических изображений (пиктограмм). Пиктограммы являются самыми эффективными, так как вызывают заинтересованность, стимулируют к творчеству, способствуют активизации мышления и воображения. Ученикам предлагали в процессе объяснения новой темы из естественных и гуманитарных учебных дисциплин делать схематические рисунки. Использования этих рисунков во время воссоздания значительно облегчали актуализацию знаний. Пиктограммы исполняли роль внешней опоры, которая способствовала мобилизации деятельности мозга в определенном направлении.
Важно также варьировать повторения. Особое значение имеет повторение ранее усвоенного материала при изучении нового материала. Важно установить, какое существует между ними сходство и различие. В результате материал осознается и запоминается лучше, так как сравнение активизирует мышление учащихся,приводя к образованию смысловых связей, что в свою очередь способствует лучшему запоминанию.
Забывание изученного особенно интенсивно происходят сразу после заучивания, а дальше его темп замедляется. Поэтому, для того, чтобы предотвратить забывание, надо организовывать повторение сразу после заучивания. В обучении детей с ОВЗ это имеет большое значение, поскольку временные нервные связки, которые лежат в основе памяти, производятся очень медленно и, если их сразу крепко не закрепить, они быстро угаснут, и тогда придется опять заучивать материал, а не закреплять. Изучать во второй раз материал значительно тяжелее, ведь он воспринимается учениками уже без интереса, не вызывает у них ориентировочного рефлекса. В коррекционных школах на повторение изученного в учебных программах выделяется много времени. Дети занимаются повторением в начале и в конце четверти и учебного года, повторяют только что усвоенный материал, а также тот, который изучался давно, но нужен для овладения новой темы.
Процесс воспроизведения у обучающихся с ОВЗ также имеет свои особенности. Школьники привносят такие данные, которые отсутствовали в воспринятом материале ранее. Многие привнесения замещают плохо запомнившиеся участки текста. В том, что обучающиеся с ОВЗ привносят в воспроизведение отсутствующие в материале данные, проявляется характерное для них нарушение целенаправленной деятельности. В процессе коррекционно-воспитательной работы нужно обратить на это серьезное внимание.
Для укрепления памяти и преодоления забывчивости так организовать режим обучающихся с ОВЗ, при которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов. Как правило, не учитывая этого, учителя пытаются достигнуть лучшего усвоения учебного материала только с помощью его многократных повторений. В итоге получаются только отрицательные результаты, дети отвечают на уроках все хуже и хуже. Из этого не следует делать вывод о том, что всем обучающимся коррекционной школы полезнее больше спать, чем заниматься. Необходим дифференцированный подход к организации режима труда и отдыха учащихся.
Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у обучающихся с ОВЗ должна носит комплексный характер, и включать в себя развития памяти, внимания, наблюдательности, творческого и причинного мышления. Строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся и учитывать принципы поэтапного формирования умственных действий. Коррекционная работа должна опираться на принцип систематичности и последовательности в обучении детей с ОВЗ приемами запоминания и предусматривать максимальное включение в работу анализаторов.
Развитию произвольной памяти служат такие игры, как «Вспоминайка» (детям предлагают прослушать строки и предлагают вспомнить из какой они сказки, «Что изменилось», «Вспомни и покажи» (детям предлагают воспроизвести движения знакомых объектов, «Цепочка действий» (ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно, «Запомни движения» (дети повторяют движение рук и ног за ведущим, когда они запоминают очередность упражнения, повторяют их в обратном порядке, «Я положила на стол», «Какого предмета не хватает», собрать пазл и нарисовать по памяти картинку.
Приемы осмысленного запоминания
а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
б) Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам;
в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания;
д) Обозначения слов с помощью символических рисунков (пиктограмм).
Список литературы:
1. Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Клиника интеллектуальных нарушений - М: Педагогическое общество России, - 2009.
2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок – М. : Педагогика 1995.-390 с.
3. Забрамная С. Д., Боровик О. В. От диагностики к развитию. – М., 2004.
4. Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми - М. : Ин-т общегуманитарных исследований:Секачев,2002.
5. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии – М: Издательский центр «Академия», 1998.
7. Черемошкина Л. В. Психология памяти – М. : Издательский центр «Академия», 2005.