Оксана Владимировна Руденкова
Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ.
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Публикация «Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались мной в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:
1. на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
2. интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
3. активного включения детей;
4. использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
В процессе работы были замечены такие изменения:
• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
• у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
В работе с родителями налажена взаимосвязь по использованию в развитии детей малых фольклорных жанров. Проведены консультации для родителей на следующие темы:
- «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте»
- «Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора»
- «Русский фольклор в раннем возрасте»
Оформлен наглядный стенд с печатными рекомендациями «Разучиваем вместе». В котором периодически меняются буклеты предлагающие родителям подобранные по темам потешки, загадки и т. п. (Для засыпания, умывания и сопровождения других режимных моментов).
В работе с педагогами также ведется работа по данной теме:
1. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников».
2. «Обучаем детей связной речи».
3. "Крепка семья - сильна Россия!"
4. «Русский фольклор (ранний возраст)»
5. «Фольклор детского чтения и его значение».
Это замечательно, если родители и воспитатели окружают ребенка добром и лаской, если способны обогатить и сделать ярче среду, в которой он растет.
В воспитании детей раннего возраста особенно важно обращаться в своей речи к пословицам, поговоркам, присказкам, сказкам, потешкам и другим образцам малых фольклорных жанров. Язык описания действий, предметов, а так же морали в потешках, припевках доступен и ясен детям раннего возраста. А интересная, завлекательная форма подачи дает возможность успешному усвоению материала и достижению поставленных, педагогом целей.
Воспитатель в течение дня имеет возможность использовать малые фольклорные жанры многократно. Это уникальная форма для восприятия детьми нравственных, моральных эталонов, правил поведения. Потешкам, припевкам, загадкам найдется достойное место и на занятии, и во время режимных моментов, и на прогулке, и во время обеда.
Особенно обагощают своим наличием развличения и праздники. Праздничная атмосфера в группе, выполненная в фольклорном стиле всегда порадует малышей, при этомвнося свой вклад в патриотическое воспитание с раннего детства. Расширяя знания детей о своем народе, о его культуре воспитатель решает множество сопутствующих задач. Развитие речи, как раздел образовательной программы не может реализоваться полноценно без использования малых фольклорных жанров. Педагогам необходимо вести совместную работу с родителями малышей. Пополнять информацию в родительских уголках, раздел "Разучиваем вместе" сделать с постоянно обновляющимся материалом. Организовывать совместные тематические досуги.