Татьяна Смирнова
Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мыслительных процессов.
Речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык – это орудие мышления и познания, а речь – способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь – значит, повышается уровень развития мышления.
Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.
Публикация «Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка. В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанных с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
1. развитие речи;
2. развитие интеллектуальных способностей;
3. развитие произвольности;
4. развитие познавательной активности;
5. развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук);
6. сформированность внутренней позиции школьника.
Помимо речевых особенностей, для таких детей характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью ( нарушены: внимание, память, словесно-логическое мышление, восприятие, воображение, артикуляционная и пальцевая моторика). Особенности речевого развития детей с ОНР откладывают отпечаток и на развитие психических процессов. Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.
Опыт работы в логоп. группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга.
Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, коррекционную работу начинаю с устранения нарушений мелкой моторики рук. Для этого использую упражнения по развитию кинестетической основы движений рук, динамической координации рук в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений, а также активно использую упражнения с шипованными мячами, гранеными карандашами и др. с сопряженным проговариванием стихов.
Параллельно с развитием речи в коррекционной работе осуществляю и развитие психических процессов. Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.
На каждом индивидуальном и фронтальном занятии использую различный материал, который помогает решить эти задачи.
Так как особенности речевого развития детей с ОНР влекут за собой и недоразвитие высших психических функций, то и в содержание коррекционной работы включаю задания и на их развитие. Так, на индивидуальных и фронтальных занятиях я использую различные игры и упражнения на развитие :
- восприятия ( узнавать в определенных графических формах: чернильные пятна, каракули);
- внимания («Найди отличия», «найди два одинаковых предмета», наложенное изображение предметов и т. д.);
-памяти («Чего не стало?», «Назови указанную картинку», «День-ночь» и т. п.);
- мышления («Что перепутал художник?», «Четвертый лишний», «Парные аналогии» и т. п.).
- пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги; воспроизведение серии ряда различных движений, пробы Хеда.
Приоритетные принципы коррекционно-речевой работы с детьми.
1. Индивидуализация.
Речевая работа в ходе индивидуальных занятий проводится в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методиками современных логопедов-практиков.
2. Разносторонность работы.
Я, как логопед направляю свою работу не только на устранение у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности.
3. Комплексность коррекционного воздействия.
Участники пед. процесса (пед. коллектив ДОУ, родители) создают условия для логопедизации жизни детей (создание обогащенной предметно-развивающей речевой среды в ДОУ и семье).
4. Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Учитывая все выше сказанное, можно видеть, что логопедическая работа, которую я веду, носит разносторонний характер. В коррекционном процессе учитываются не только речевые, но и индивидуальные особенности дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. Моя работа, как логопеда, нацелена не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности. В этом и заключается залог успешности логопедического воздействия.