Ольга Панкова
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых помочь ребенку, разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общаться - это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности личности, обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
-желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу",
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-умение организовать общение ("Я умею", включающее умение слушать собеседника, умения эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации,
-знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю").
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми- педагогами, воспитателя, родителя. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушения- тонкий показатель отклонений психического развития.
Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не смог стать тормозом на пути развития личности.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что- то не так. В принципе, у него уже сформировались коммуникативные способности, только теперь необходимо поддерживать и развивать их. Существуют ряд игр, упражнений, которые способствуют развитию умения общаться :
-"Щенок потерялся"- взрослый рассказывает ребенку историю про щенка, а затем ребенок изображает действия и движения героев сказки. Необходимо фиксировать внимание ребенка на состояние его мышц: вначале, когда щенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает расслабление,
-"Медведи идут на охоту", "Насос и мяч", "Танцуем вместе"- все эти игры способствуют смягчению мышечного напряжения, стимулируют активность ребенка, способствуют навыка совместных действий.
-Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Это такие игры, как "Через стекло", "Иностранец", "Угадай-ка", "Испорченный телефон".
-Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на реакции других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции: "Мимическая гимнастика", "Настроение", "Музыка и эмоции"
-Игры, направленные на развитие у детей совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к другим людям: "Строчка Х" (коллективный рисунок, "Бюро находок", цикл бесед "Кого мы называет добрым / честным, вежливым и т. д.
-Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к членам своей семьи, осознание себя, как полноправного, понимаемого и любимого другими членами семьи. "Домашний альбом", "Дочки- матери", рисунок "Моя семья", беседа "Что значит любить родителей?".
Вот несколько правил, касающихся проведения таких игр:
-не старайтесь использовать за один раз несколько игр (ребенок- дошкольник быстро утомляется, на фоне этого может сформироваться негативное отношение к данным играм,
-используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении,не переутомлен, не голоден,
-не говорите ребенку, что он что- то сделал не правильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы,
-играйте с ребенком легко, с удовольствием,
-начинайте играть с самых простых игр, которые ребенок легко может выполнить,
- игры и упражнения могут быть полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
Главное, чтобы игры доставляли удовольствие и взрослому и ребенку, чтобы и взрослый и ребенок испытывал удовольствие от каждого момента общения.