ольга куприянова
Развитие игровой деятельности средствами макетирования
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации в игровой форме.
Публикация «Развитие игровой деятельности средствами макетирования» размещена в разделах
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, сообществами животных и растений.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
• закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
• активизация лексического словаря;
• развитие монологической и связной речи;
• развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
• формирование навыков сочинительства;
• развитие общей и мелкой моторики рук;
• формирование творческих способностей;
• развитие коммуникативных навыков;
• умения работать в коллективе.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Требования к макету :
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры.
Этапа работы по созданию макета :
1 этап – предварительная работа – включает в себя:
Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.); подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.
Поэтому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом.
Макет - объемное материальное изображение, дающее сведения об особенностях проектируемого изделия.
Макетирование – процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей, направленный на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде макета.
В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются макеты естественнонаучного содержания:
• вулкан;
• макеты природно-климатических зон;
• макеты Солнечной системы;
• архитектурные макеты (макет нашего города, макет нашей улицы, макеты различных зданий).
На примере макетов «Лето в лесу» и «Зимний лес», учим детей сравнивать:
- Зимой в лесу много снега, а летом много травы
- Летом заяц серый, зимой белый.
- Зимой медведь спит, а летом собирает корешки, ест малину.
Использование макетов позволяет педагогу активизировать мыслительную деятельность детей, развивать их любознательность.
С детьми старшего возраста можно создать макеты природно-климатических зон «Африка», «Пустыня», «Животные Севера».