Приложение МААМ

Развитие ассоциативной памяти детей 6–7 лет

Лидия Ивановна Баранова
Развитие ассоциативной памяти детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие ассоциативной памяти детей 6-7 лет.

В настоящее время дети столкнулись с тем, что объём информации с каждым днем возрастает. В этом потоке очень сложно ориентироваться. Дети все чаще не могут быстро концентрировать свое внимание, запоминать нужное и отсеивать второстепенное. Бытует мнение – хорошая память либо есть, либо ее нет.

Публикация «Развитие ассоциативной памяти детей 6–7 лет» размещена в разделах

Но это не так. Память — это функция мозга, который является органом нашего тела. Этот орган можно и нужно тренировать. Мы всю жизнь пытаемся что-то запоминать, совершенно не понимая при этом, почему одно запоминается легко, а другое нет. Детей, которые не могут что - то запомнить нет, есть дети, которым не объяснили, как это сделать. Хорошо тренированный мозг может запоминать практически любую информацию и хранить ее столько, сколько потребуется.

Память бывает краткосрочной и долгосрочной.

Краткосрочная память (быстрая) хранит только небольшой набор необходимых объектов, с которыми идет работа в текущий момент.

Долгосрочная память. Если объект, помещенный в быструю память, может понадобиться человеку в будущем, то после работы с ним он автоматически или волевым усилием человека попадает в долгосрочную память и хранится там пока не потребуется.

Память может быть визуальной, аудиальной, тактильной, чувственной, эмоциональной, ассоциативной.

Ассоциативная память - это мощнейший инструмент, который позволяет создавать связи между разными воспоминаниями и объектами. У хорошо развитого ребенка на каждое слово будет выходить по несколько ассоциаций, что позволит ему очень быстро вспоминать, домысливать ситуации и так далее.

Психолого - педагогическое сопровождение по развитию ассоциативной памяти детей подготовительных групп осуществляю по программе «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» (автор-составитель Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2008 г.).

Перед началом занятий обследую уровень развития памяти и сообразительности каждого ребенка.

Инструкция ребенку: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты послушай их внимательно и постарайся запомнить: лес, дерево, медведь, берлога, река, рыба, кухня, самовар, круг, квадрат, город, дом, книга, картинка».

Если ребенок 6–7 лет запомнил 9–10 слов, то его память выше среднего уровня, 7–8 слов – его норма, но если ребенок назвал меньше 7 слов, то его память низкого уровня.

С детьми низкого уровня развития памяти провожу системную и целенаправленную работу поэтапно. Для каждого этапа подбираю игры и упражнения на развитие ассоциативной памяти.

Упражнения на простое запоминание нескольких слов, цифр («Запомни и назови слова…цифры»).

Упражнения на запоминание слов-ассоциаций.

Например, упражнение «Назови слова - ассоциации».

Педагог: «Сейчас я буду называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова: школа – парта, дерево – груша, праздник – подарок, дом – крыша, ваза - цветы и др. »

По окончании воспроизведения слов, педагог называет первые слова, а дети – слова-ассоциации, которые к ним запомнили.

Упражнения на самостоятельное придумывание и запоминание детьми ассоциаций к словам («Придумай ассоциации к словам»). Набор слов может быть любым: снежинка, ракета, елка, луна, часы и др.

Игры и упражнения с использованием наглядного материала (карточки и картинки).

Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания).

Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.

Игра «Назови предметную картинку».

Детям предъявляются несколько цветных карточек, произвольно сгруппированных с предметными картинками попарно. Например: красная карточка – яблоко (предметная картинка); синяя карточка – самолет; зеленая карточка – дерево и т. д. Дети запоминают их.

Затем детям предъявляются пустые цветные карточки, а они называют картинку, соответствующую этой карточке.

Игра «Запомни слово к знаку-символу».

Детям предлагается запомнить символы, изображенные на карточках (символы к словам: сказка, река, дождь, солнце и т. д.). К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак, и назвать его.

Упражнения на развитие памяти на основе рисунков – пиктограмм, рисунков – ассоциаций. Учим детей рисовать пиктограммы к словам, словосочетаниям, коротким рассказам, небольшим сказкам, стихам, небылицам, потешкам.

Упражнение «Пиктограммы к словам». Педагог: «Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограмм запомним следующие слова: осень, улица, река, смех, магазин, мама».

Упражнение «Пиктограммы к словосочетаниям».

Педагог: «Сделайте рисунки-пиктограммы к следующим запоминаемым словосочетаниям: спокойный сон, плаксивая девочка, старая кукла, злая собака, веселая сказка и др

Упражнение «Запомните стихотворение (потешку, небольшую сказку, рассказ) с помощью картинок».

Педагог читает стихотворение, иллюстрируя каждую фразу картинками, просит детей запомнить. Затем он просто демонстрирует детям картинки, а они рассказывают стихотворение.

Упражнение «Рисуем картинку к каждой фразе стихотворения (сказки, потешки, рассказа и т. д. См. презентацию)»

Педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать схематичные картинки к простому детскому литературному и фольклорному материалу. Затем дети с помощью своих рисунков воспроизводят тексты произведений.

Например:

По дубочку постучишь,

Прилетает сизый чиж.

У чижа, у чижика,

Хохолочек рыженький,

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Чиж по лесу летал

И головкой кивал.

Такие упражнения и игры помогают детям не только запомнить стихи, рассказы, сказки, небылицы, но и развить образное и ассоциативное мышление, внимание, память, научить сосредоточенности и усидчивости.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны Сегодня дату 22 июня мы знаем как День памяти и скорби, но наши предки запомнили её как день начала Второй Мировой войны. Германия без предупреждения.

Акция «Свеча памяти. День памяти» в БерезникахАкция «Свеча памяти. День памяти» в Березниках Администрация города Березники и группа в социальной сети в группе ВК пригласила всех преподавателей и сотрудников ПГИК и всех жителей.

История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти»История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти» Книга памяти хранит Память павших, но поверьте - Холоднее, чем гранит, В этой книге даты смерти. Восемнадцать, двадцать лет. Жизнь лишь.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Общешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганцаОбщешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганца Внеклассное мероприятие, посвященн е памяти воина - афганистана Сергея Медведева Ход мероприятия: Звучит композиция Память 1 слайд Ведущий.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ассоциативной памяти детей 6–7 лет
Опубликовано: 8 января 2021 в 13:32
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие ассоциативной памяти детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Ивановна Баранова (УИ 322498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД