Лидия Ивановна Баранова
Развитие ассоциативной памяти детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ассоциативной памяти детей 6-7 лет.
В настоящее время дети столкнулись с тем, что объём информации с каждым днем возрастает. В этом потоке очень сложно ориентироваться. Дети все чаще не могут быстро концентрировать свое внимание, запоминать нужное и отсеивать второстепенное. Бытует мнение – хорошая память либо есть, либо ее нет.
Публикация «Развитие ассоциативной памяти детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Но это не так. Память — это функция мозга, который является органом нашего тела. Этот орган можно и нужно тренировать. Мы всю жизнь пытаемся что-то запоминать, совершенно не понимая при этом, почему одно запоминается легко, а другое нет. Детей, которые не могут что - то запомнить нет, есть дети, которым не объяснили, как это сделать. Хорошо тренированный мозг может запоминать практически любую информацию и хранить ее столько, сколько потребуется.
Память бывает краткосрочной и долгосрочной.
• Краткосрочная память (быстрая) хранит только небольшой набор необходимых объектов, с которыми идет работа в текущий момент.
• Долгосрочная память. Если объект, помещенный в быструю память, может понадобиться человеку в будущем, то после работы с ним он автоматически или волевым усилием человека попадает в долгосрочную память и хранится там пока не потребуется.
Память может быть визуальной, аудиальной, тактильной, чувственной, эмоциональной, ассоциативной.
Ассоциативная память - это мощнейший инструмент, который позволяет создавать связи между разными воспоминаниями и объектами. У хорошо развитого ребенка на каждое слово будет выходить по несколько ассоциаций, что позволит ему очень быстро вспоминать, домысливать ситуации и так далее.
Психолого - педагогическое сопровождение по развитию ассоциативной памяти детей подготовительных групп осуществляю по программе «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» (автор-составитель Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2008 г.).
Перед началом занятий обследую уровень развития памяти и сообразительности каждого ребенка.
Инструкция ребенку: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты послушай их внимательно и постарайся запомнить: лес, дерево, медведь, берлога, река, рыба, кухня, самовар, круг, квадрат, город, дом, книга, картинка».
Если ребенок 6–7 лет запомнил 9–10 слов, то его память выше среднего уровня, 7–8 слов – его норма, но если ребенок назвал меньше 7 слов, то его память низкого уровня.
С детьми низкого уровня развития памяти провожу системную и целенаправленную работу поэтапно. Для каждого этапа подбираю игры и упражнения на развитие ассоциативной памяти.
• Упражнения на простое запоминание нескольких слов, цифр («Запомни и назови слова…цифры»).
• Упражнения на запоминание слов-ассоциаций.
Например, упражнение «Назови слова - ассоциации».
Педагог: «Сейчас я буду называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова: школа – парта, дерево – груша, праздник – подарок, дом – крыша, ваза - цветы и др. »
По окончании воспроизведения слов, педагог называет первые слова, а дети – слова-ассоциации, которые к ним запомнили.
• Упражнения на самостоятельное придумывание и запоминание детьми ассоциаций к словам («Придумай ассоциации к словам»). Набор слов может быть любым: снежинка, ракета, елка, луна, часы и др.
• Игры и упражнения с использованием наглядного материала (карточки и картинки).
Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания).
Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.
Игра «Назови предметную картинку».
Детям предъявляются несколько цветных карточек, произвольно сгруппированных с предметными картинками попарно. Например: красная карточка – яблоко (предметная картинка); синяя карточка – самолет; зеленая карточка – дерево и т. д. Дети запоминают их.
Затем детям предъявляются пустые цветные карточки, а они называют картинку, соответствующую этой карточке.
Игра «Запомни слово к знаку-символу».
Детям предлагается запомнить символы, изображенные на карточках (символы к словам: сказка, река, дождь, солнце и т. д.). К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак, и назвать его.
• Упражнения на развитие памяти на основе рисунков – пиктограмм, рисунков – ассоциаций. Учим детей рисовать пиктограммы к словам, словосочетаниям, коротким рассказам, небольшим сказкам, стихам, небылицам, потешкам.
Упражнение «Пиктограммы к словам». Педагог: «Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово. С помощью пиктограмм запомним следующие слова: осень, улица, река, смех, магазин, мама».
Упражнение «Пиктограммы к словосочетаниям».
Педагог: «Сделайте рисунки-пиктограммы к следующим запоминаемым словосочетаниям: спокойный сон, плаксивая девочка, старая кукла, злая собака, веселая сказка и др.»
Упражнение «Запомните стихотворение (потешку, небольшую сказку, рассказ) с помощью картинок».
Педагог читает стихотворение, иллюстрируя каждую фразу картинками, просит детей запомнить. Затем он просто демонстрирует детям картинки, а они рассказывают стихотворение.
Упражнение «Рисуем картинку к каждой фразе стихотворения (сказки, потешки, рассказа и т. д. См. презентацию)»
Педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать схематичные картинки к простому детскому литературному и фольклорному материалу. Затем дети с помощью своих рисунков воспроизводят тексты произведений.
Например:
По дубочку постучишь,
Прилетает сизый чиж.
У чижа, у чижика,
Хохолочек рыженький,
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Чиж по лесу летал
И головкой кивал.
Такие упражнения и игры помогают детям не только запомнить стихи, рассказы, сказки, небылицы, но и развить образное и ассоциативное мышление, внимание, память, научить сосредоточенности и усидчивости.