Ольга Карпунина
Разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сотворение мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1 часть занятия :
Воспитатель :
Давно был мир наш сотворён,
И мы в том мире живём,
Его нам Бог подарил
И тайну создания открыл.
Священная книга лежит перед нами, (указывая на Библию)
Библией книгу зовём,
Она нам поведала о Мироздании,
О том, как мир сотворён.
(Воспитатель переключает внимание детей на альбом находящийся на мольберте)
Несколько страничек этой книги
Мы поместили вот в такой альбом.
Листая, вспомним с вами дни творенья,
Публикация «Разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему „Сотворение мира“» размещена в разделах
Альбом мы «Шестидневом» назовём.
День 1.
Откроем первый листок
И вспомним, что создал Бог…
Ребё нок чтец:
В день первый?
- Невидимый мир;
Духовный струится эфир.
В нём Ангелы песни поют,
И свету нашёлся приют.
Воспитатель :
Дети, библейское повествование начинается со слов:
«В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною;
и Дух Божий носился над водою».
Итак, сначала не было совсем ничего. Только темнота и пустота. Педагог предлагает детям зажмурить глаза, закрыть ладошками уши, посидеть так несколько секунд, а потом ответить на вопросы:
Воспитатель :
- Видели ли вы что-нибудь? Что было у вас перед глазами? Слышали ли вы что-нибудь?
- Ничего не было видно, ничего не было слышно - только темнота и тишина.
- Зажмурьте глаза еще раз. Темно? А теперь откройте глаза. Что вы увидели?
- Свет, предметы вокруг, друг друга. В мире в начале не было ничего кроме темноты и пустоты, но вот Бог сотворил свет.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день один».
Это и был первый день мира. Вечер, и утро, и сами дни творения Богом мира были намного длиннее наших сегодняшних дней.
День 2.
(Воспитатель обращает внимание детей на альбом, открывая вторую страницу).
Воспитатель :
Откроем второй листок
И вспомним, что создал Бог
Во второй и долгий день…
Ребё нок чтец:
В день второй?
- Небосвод,
Откуда дождик идёт.
Вверху и внизу – вода
И небо меж ними тогда.
Воспитатель :
На этой страничке – игра
О свойствах всего вещества.
Свойства всех веществ вокруг покажем
С помощью рук.
Дидактическая игра «Твёрдое, жидкое, газообразное». Воспитатель называет вещество (камень, воздух, лед, молоко, свеча, пар, сок и т. д., а дети показывают его состояние: «твёрдое» - пальцы сжаты в кулак; «жидкое» - ладони открыты, пальцы прижаты друг к другу; «газообразное» - ладони открыты, пальцы растопырены.
Воспитатель :
Во второй день мира Бог сотворил воду и твердь - окружающее землю пространство - небо, которое мы видим.
День3.
(Воспитатель обращает внимание детей на альбом, открывая третью страницу).
Воспитатель :
Откроем третий листок
И вспомним, что создал Бог
В третий долгий день…
Ребё нок чтец:
Из воды получились моря.
Средь них – суша-земля,
Насадил на земле Бог цветы,
Траву, деревья, кусты.
(Звучит музыка звуки природы, воспитатель демонстрирует Репродукции пейзажей И. Шишкина, И. Левитана, И. Айвазовского и др. художников).
Воспитатель :
И эту страничку мы оживим!
Под музыку вбегают дети – цветы, с масками на голове.
Как приятен на рассвете
Аромат полей садов,
Было б скучно жить на свете,
Если б не было цветов.
Колокольчик
Колокольчик синенький
Тоненько звеню,
Перед Божьей милостью
Голову склоню.
Ромашка
У ромашки лепестки,
Как у птички пёрышки.
В серединку загляни,
В серединке – солнышко.
Лилия
Лилия – красавица
Всем на свете нравится.
Одуванчик
Лёгкий, быстрый,
Как воланчик,
Ф – у –у –у!
Разлетелся одуванчик!
Розочка
А я розочка в саду
Так я пахну, так цвету.
Воспитатель :
А теперь посмотрите еще раз на картины, на которых изображено всё то, что Бог создал в третий день и отгадаем загадки:
В небо они упираются
Вершины их льдом покрываются.
(горы)
Они бывают высокими,
Коричневыми и зелёными.
Летом бывают кудрявые.
Зимой голые и корявые.
(деревья)
Они бывают низкими,
Пушистыми и душистыми.
Колючими и ветвистыми.
(кустарники)
Здесь - куда не кинем взор –
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(море)
День 4.
(Воспитатель обращает внимание детей на альбом, открывая четвёртую страницу).
Воспитатель :
Откроем четвёртый листок
И вспомним, что создал Бог
В четвёртый и долгий день…
Ребё нок чтец:
В четвёртый?
- Бог сотворил
На небе много светил:
Солнце, звёзды и луна
Светят с тех пор всегда.
Воспитатель :
В четвертый день мира Бог создал небесные светила: солнце, луну и звезды.
(Рассматривание вместе с детьми иллюстрации дневного и ночного звездного неба, размышление и ответы детей об отличии дня и ночи.)
На усмотрение воспитателя проводится подвижная игра «День и ночь». У воспитателя в руках две картинки с изображением луны и солнца. В тот момент, когда воспитатель показывает картинку с изображением солнца, дети движутся ритмично под музыку, а когда картинку с изображением луны дети замирают.
День 5.
(Воспитатель обращает внимание детей на альбом, открывая пятую страницу).
Воспитатель :
Откроем пятый листок
И вспомним, что создал Бог
В пятый и долгий день…
Ребё нок чтец:
В день пятый?
- Рыбок в воде,
Лягушек и змей на земле
И стаи птиц в небесах,
Букашек и мошек в лесах.
Воспитатель :
В пятый день мира, по повелению Божию, появились рыбы и птицы.
Было тихо над землей,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Рыбы обрели свой дом.
Птицы радуются в небе
Занимается заря.
Птицы песней славят Бога,
За любовь благодаря.
(Анатолий Киселев)
День 6.
(Воспитатель обращает внимание детей на альбом, открывая шестую страницу).
Воспитатель :
Откроем шестой листок
И вспомним, что создал Бог
В шестой и долгий день…
Ребё нок чтец:
Шестой же день явил нам чудо!
Из ничего, из ниоткуда:
Гиппопотамы, крокодилы,
Олени, тигры и гориллы…
Земля наполнилась! И вот
Нас диво – дивное всех ждёт.
Венец творения – человек!
«Наследуй земля всю вовек!»
Воспитатель :
В шестой день появились, по слову Божию, разные животные на земле.
Предложите детям назвать и показать на иллюстрациях знакомых домашних и диких животных. Во время рассматривания картинок, дети узнают на них знакомых птиц и рыб, рассказывают, чем отличаются среда обитания и образ жизни рыб и птиц.
Еще в шестой день, когда весь мир был уже сотворен, Бог создал человека - мужчину и женщину - и поручил людям заботиться о всей земле.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день, и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником.
2 часть занятия :
Коллективная работа рисование и аппликация: на шести гранях кубика, (оклеенного белой бумагой, шести дней творения. Вспоминая услышанное, дети делают небольшие рисунки карандашами или фломастерами на тему дней творения мира (если у детей сформированы навыки изобразительной деятельности) или вырезают из приготовленных взрослым картинок изображения, которые тут же наклеиваются на разные грани картонного куба. Каждый ребенок успевает вырезать и наклеить несколько картинок. В итоге получается пестрый куб, рассматривая грани которого, можно снова вспоминать повествование о днях творения Богом мира.
Повествуя о днях творения мира, можно показывать детям иллюстрации. Их надо попросить заранее нарисовать кого-то из взрослых помощников или родителей воспитанников, используя материалы книг С. С. Куломзиной «Закон Божий для самых маленьких», К. Тарасар «Наша жизнь с Богом».
3 часть занятия :
Дидактическая игра: «Дни творения».
По ходу игры воспитатель называет день, а дети называют события в соответствии с называемым днем - каждой из шести граней: 1 день - свет и тьма, вода и суша, рыбы и птицы, животные, человек.
Прослушивание в записи песнопения «Слава в Вышних Богу», дети подпевают.