Валентина Сафронова
Конспект урока по Орксэ «Пасха» (модуль основы православной культуры)
▼ Скачать + Заказать документы
Урок №8.
Тема урока «Пасха».
Цель урока : формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению через приобщение к традициям и обычаям православной культуры.
Задачи:
1) познакомить детей с историей празднования Пасхи, пасхальными традициями, обычаями, играми, обрядами;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Пасха, пасхальная тема
- Православие для детей
- Православие. Конспекты православных занятий
- Православие. Православные праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) создать условия для развития высоконравственного творческого ответственного гражданина России, уверенного в духовных и культурных традициях народа России;
3) воспитывать в детях уважительное отношение к православным традициям народов России.
До проведения урока родителям рекомендовано задание: сделать заготовку яйца для расписывания, испечь кулич.
Группе обучающихся даны стихи для заучивания наизусть.
Оборудование урока : учебник; словарик; компьютер, проектор, экран; пластиковая коробочка с тонким поролоном, пропитанным гуашью, кусочки поролона.
План урока с хронометражем.
I. Оргмомент – 3 мин.
II. Проверка домашнего задания – 7 мин.
III. Основная часть урока – 28 минут.
IV. Заключительная часть – 7 мин.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1) Ритуал приветствия. (Дети стоят в кружочке, плечами касаясь друг друга).
Учитель: - Дорогие ребята, здравствуйте. Я очень рада вас видеть. И как воспитанные люди мы сначала поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и тихонечко пожмите друг другу ладошки, чтобы почувствовать их тепло.
Оставим за дверью тревоги, сомненья,
Грубость нечаянную и огорченья.
Поговорим мы сегодня о светлом,
О радостном и незабвенном.
Учитель предлагает детям сесть за парты.
2) Давайте подумаем вместе, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
(Составляем коллективно план работы на уроке). Слайд 2).
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Какое задание вам предложено было выполнить дома?
-Написать случай из своей жизни, когда сделанный мною добрый поступок для людей помог мне измениться в лучшую сторону.
Учитель: - Кто хочет поделиться своим откровением вслух.
(Желающие читают свои рассказы вслух, а те, кто доверяет прочитать только мне, кладут на стол).
Учитель: - Но часто рядом с добром «шагает» зло? Как выдумаете почему?
-Добро всегда борется со злом. Добро побеждает зло. Люди совершают в жизни и хорошие и плохие поступки.
Учитель: - Попробуйте объяснить разницу между добром и злом?
-Добро помогает людям жить, а зло мешает.
Вывод делает учитель. Да я согласна с вами: «Добро служит сохранению и развитию жизни на Земле, а зло наоборот уничтожает жизнь на Земле». (Слайд 3).
Зло, которое люди творили до распятия Христа, которое будет существовать и потом, а это грехи мира Иисус Христос «берёт на себя». Смерть человека – это следствие его греха. Христос, в котором не было греха, в себе её победил и воскрес. Это произошло в один из великих праздников.
III. Основная часть урока.
1) Формулирование темы и задач урока :
Послушайте, пожалуйста, отрывок стихотворение Майкова А. и скажите, о каком празднике идёт в нём речь? (Читают заранее подготовленные учащиеся).
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Учитель: - Правильно, речь в стихотворении идёт о Светлом празднике Пасха. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
-Тема нашего урока : Пасха. (Слайд 4).
Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим об этом Светлом празднике. Постараемся ответить на вопросы:
Что такое воскресение? Как празднуют Пасху?
-Я думаю, что вы уже многое об этом празднике уже знаете. Давайте поработаем в парах. Перед вами листочки, разделё нные на 2 части: «Мы знаем», «Мы узнали». Заполните левую часть листочка, т. е. напишите, что вы знаете о празднике Пасха.
Дети прочитывают свои записи вслух.
2) Работа по теме урока.
Учитель: - Давайте с вами вернёмся к стихотворению, прочитанному ребятами.
Как вы понимаете значение слова «благовест»? Колокольный звон.
В какое время года празднуется Пасха? Докажите словами стихотворения.
-Скажите, какие слова в нём повторяются? (Христос воскрес).
-Как вы думаете почему? (Выслушиваются мнения детей).
Учитель: - История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Он вернулся к жизни – воскрес. Назовите слово, схожее по звучанию со словом воскрес. (Воскресенье - день недели. Воскресение). Как вы объясните значение слова «Воскресение»? Возвращение к жизни.
-Прочитайте в учебнике на с. 28 объяснение этого слова. Запишите его в наш словарик.
Рассказ учителя:
-Воскресение Христа - очень радостное событие для всех христиан. Имя ИИСУС означает Бог Спасает. Христос именуется Спасителем потому, что на крест Он пошёл ради спасения людей. В ознаменование спасительного восстания из мёртвых Богочеловека Иисуса Христа появился праздник Пасха. Пасха – это радостный и светлый праздник, воспевающий жизнь и любовь. У этого праздника нет одной даты. Он празднуется в воскресенье, которое следует за первым весенним полнолунием. Ночь в полнолуние самая светлая и наполняет живительным светом весь мир природы. Пасха Христова наполняет своим светом людские души. Состояние души, как и состояние природы, пробуждается к жизни. (Слайд 5).
-Ребята, а как выдумаете, почему Пасха празднуется именно весной?
Пасха – это возвращение к жизни. Весной всё оживает, всё радуется жизни.
В природе многое можно, что напоминает о Пасхе, т. е о воскрешении к жизни.
Приведите пример из учебника на с. 29. А теперь, вспомните с урока окружающего мира и приведите свой пример. Появление листьев на деревьях, на земле зелёной травы. Цветут сады. Появляются подснежники. Просыпаются насекомые. И т. д. (Слайд 6).
Для празднования Пасхи люди собираются в храмах.
Рассматривание иллюстрации «Крестный ход» с диска по основам православной культуры.
Что вы видите на иллюстрации? Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма.
Как называется это у православных? Крестный ход.
В какое время суток он совершается? В полночь.
Учитель: Самая торжественная часть богослужения – пасхальная полночь. (Обратить внимание на праздничную одежду священнослужителей).
В это время звучит главный пасхальный гимн.
-Как приветствуют друг друга христиане в пасхальные дни? Говорят «Христос воскресе», а отвечают «Воистину воскресе». Ещё три раза целуются.
Физкультминутка.
Встанем в два кружка, напротив друг друга. Поприветствуем пасхальным приветствием, меняясь парами.
Учитель:
-Празднованию Пасхи предшествовал Великий пост. (Слайд 7).
Дети работают в мини группах.
Учитель: Ребята, прочитайте высказывание профессора С. Зарина
«Пост, в своем ближайшем и непосредственном применении, являясь временным воздержанием от пищи, – или иногда на некоторое время от пищи вообще, имея своею главною целью приспособление тела к покаянной деятельности душ, способствует вообще господству духовной жизни над материальною». (Слайд 8).
Как вы понимаете слова «приспособление тела к покаянной душе? Размышление над тем, что ты в жизни совершил плохого, покаяться, попросить прощения.
-Обсудите, пожалуйста, в группах, какое значение имеет великий пост для христианина.
Проверка выполненной групповой работы.
Учитель: в течение сорока дней Великого поста православные готовятся к празднованию Светлого праздника Пасха.
Учитель: Пасха – это семейный праздник, когда за одним столом собирается много друзей и родственников. На Пасху принято делать друг другу и особенно маленьким детям подарки. Как вы думаете, какой самый главный подарок на Пасху? (Крашеные яйца). А почему выбраны яйца? Яйцо тоже является символом возрождения к жизни. Из него может появиться птенчик.
Яйца красили всей семьёй. Существует несколько видов пасхальных яиц. Крашенки - яйца, окрашенные в один цвет. Особое место отводилось красным яйцам, символизирующим кровь Христа. Если на общем фоне обозначались пятна, полоски, крапинки – получалась крапанка. Самыми сложными были писанки – яйца, раскрашенные различными узорами.
(Слайд 9).
У вас на партах лежат заготовки яиц, сделанные родителями. Сейчас мы их постараемся превратить в пасхальное яйцо. Используя нетрадиционный метод рисования «Оттиск поролоном», распишите пасхальное яйцо.
После выполненной работы дети рассказывают, какой вид пасхального яйца у них получился.
Поскольку Пасха – это семейный праздник кому из членов семьи вам хотелось подарить ваше яичко?
Хорошо, у вас есть такая возможность: подарить яичко и поприветствовать ваших членов семьи. (Входят приглашённые родители. Если они не смогут, то бабушки, дедушки. Для детей это сюрприз (они не должны знать об этом).
Родители и дети приветствуют друг друга.
Родители дарят детям кулич, испечённый ими. При этом рассказывая: «Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Первые пастыри установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, в выражении того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни».
Родители садятся на приготовленные места.
Учитель: - Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней. Люди ходят друг к другу в гости. Звонят колокола. В эти пасхальные дни у ребят есть возможность ударить в настоящий колокол. А также устраивали пасхальные игры. В нашей местности любимой пасхальной игрой было катание яиц. (Слайд 10). (Родители заранее подготовили всё для игры).
Учитель: - Давайте поиграем в игру. (Дети в группах играют в игру, родители им помогают).
После игры все садятся на свои места.
Учитель: - Ребята, давайте вернёмся к нашим вопросам, поставленным в начале урока. Прочитайте их ещё раз и подумайте, на все ли поставленные вопросы мы ответили?
Самостоятельная работа. Дети получают дифференцированное задание по уровню сложности:
1 группа: карточки с вопросами: как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Какие обряды и традиции праздновании Пасхи ты знаешь?
2 группа: написать сочинение-миниатюру на тему «Пасха», используя слова: воскресение, возрождение, весна, колокола, угощение.
3 группа: составить синквейн на тему «Пасха». (Слайд 11).
Домашнее задание:
- Ребята, вот ещё стоит задуматься над таким пасхальным обычаем. Христиане в пасхальные дни занимались благотворительностью (раздавали одежду, пищу тем, кто в этом нуждался). Оглянитесь вокруг и поищите людей, которые нуждаются в нашей помощи. Больные, старики, бедные, которым надо оказать какую-то помощь или развеять одиночество. А родителей попрошу помочь детям в этом. На следующий урок принесите размышление или рисунок о том, что я чувствовал, помогая ближнему. (Слайд 12).
IV. Заключительная часть.
1) Рефлексия.
Учитель продолжить работу в парах.
-Ребята, запишите свои открытия на вторую часть листочка «Мы узнали». Поделитесь своими открытиями.
-Похлопайте в ладоши, кому было интересно на уроке.
2) Ритуал прощания.
-А сейчас пришла пора заканчивать урок.
-Давайте скажем друг другу, родителям и мне: «Мне очень приятно было с вами общаться».
Приложение (Презентация)
Литература
Сборник программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. М. : Просвещение, 2012.
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2012.
1. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. — М. : Просвещение, 2010.
2. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. - М. : Российский Раритет, 1991.
3. Танкеев И. Обычаи и традиции русского народа. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
4. Терещенко А. В. История культуры русского народа. - М. : Эксмо, 2007.