Татьяна Савчина
Разработка прогулок. Осень (II часть)
▼ Скачать + Заказать документы
8. Наблюдение за росой
Наблюдение
-Отметить, что осенью часто бывает роса, она лежит на всех предметах сплошным серебристо-белым цветом.
-Вспомнить с детьми, почему осенью всегда бывает по утрам обильная роса и почему она медленно исчезает, а иногда сохраняется в течение всего дня. Показать взаимосвязь природных явлений: взошло солнце - исчезла роса. Развивать у детей эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе.
Художественное слово
Загадка
Утром бусы засверкали,
Публикация «Разработка прогулок, Осень (II часть)» размещена в разделах
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем. (Роса)
Приметы
Сильная роса - к ясному дню.
Чем обильнее роса, тем более теплым будет предстоящий день, а если роса не появляется - к ухудшению погоды.
Стихотворение
От цветов на полях
Льется запах кругом.
И синеет роса
На траве серебром. (И. Суриков)
Подвижная игра
«Не наступи на росу» -Развивать ловкость, внимание.
«Горячо - холодно» -Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции.
Трудовая деятельность
Сбор природного материала для поделок Учить собирать природный материал, пригодный для поделок. Привлечь детей к коллективной деятельности.
Дидактические игры.
Опыты и эксперименты
«Рассмотреть капельки росы на листочках» Рассмотреть росу в тени и в тех местах, куда попадают прямые солнечные лучи.
В ы в о д. На солнце капельки росы быстро испаряются.
Самостоятельная деятельность
-В совместных играх со сверстниками, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом.
9. Наблюдение за небом
Наблюдение
Обратить внимание детей на то, что небо прозрачное, бледно-голубое, все чаще на нем появляются хмурые, серые тучи, затягивая все небо, льет холодный дождь.
Расширить представление детей об осенних изменениях природы. Развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять. Активизировать словарный
обогащать запас детей.
Художественное слово
Загадки
Синенькая шубенка
Покрьта весь мир. (Небо)
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (Небо)
Примета
Небо затянуто сплошными тучами - к продолжительному ненастью.
Подвижная игра
«Самолеты» .
-Развивать бег в разных направлениях (дети, подражая работающему мотору, разбегаются по площадке, стараясь не задевать друг друга крыльями, умение действовать по команде («Завести моторы!», «На посадку!»).
Трудовая деятельность
-Совместно с воспитателем уборка сухих листьев. Убирать участок от сухих листьев, выносить их на хозяйственный двор.
Закрепить умение пользоваться инвентарем. Воспитывать умение трудиться вместе. Оказывать помощь товарищу.
Дидактические игры.
Опыты и эксперименты
«Скажи, какое небо в пасмурную погоду, а какое в ясную» -Закрепить умение описывать небо в разную погоду. Активизировать словарь детей.
Самостоятельная деятельность
-Формировать у детей умение при небольшой помощи взрослого выбирать удобное место для игр, организовывать игровую обстановку. Развивать умение использовать постройки из песка в игре.
10. Наблюдение за лётом осенней паутиной
Наблюдение
Дать конкретные представления о приспособительных свойствах насекомых к окружающей среде. Ранней осенью можно отметить множество летающих паучков. В ясные безветренные дни в воздухе носятся, цепляясь за ветки, траву и заборы, нити паутины, на которых можно увидеть их хозяев молодых пауков. Объяснить, что паук приготовился к полету, влезает на верхушку стебля и прижимает к нему брюшко; из паутинных бородавок выходит тонкая паутина, которую поток. теплого воздуха поднимает вверх и уносит. Перебегая в воздухе по нити, паучок заставляет её то опускаться, то подниматься. Так расселяются эти паучки.
Художественное слово
Загадка
В теплом уголке живет,
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался
Строить новый дом собрался. (Паук)
Примета
Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.
Подвижная игра
«Подпрыгни и повернись» -Развивать быструю реакцию на сигнал «Хоп!», учить выполнять прыжки в высоту. Закрепить умение ориентироваться в пространстве (поворачиваться в указанную ведущим сторону).
Трудовая деятельность
Подкопка земли вокруг деревьев учить детей подготавливать инвентарь для работы.
-Воспитывать желание трудиться на общую пользу, оказывать помощь товарищу.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Назови приметы ранней осени» Обогащать и систематизировать знания детей о ранней осени.
опыт. Выведение гусеницы из кокона.
Взять листья, склеенные паутиной, с коконом в середине, положить в банку и занести в группу.
В ы в о д. Весной из кокона вылезет гусеница, которая поедает листья деревьев.
Самостоятельная деятельность
-Совершенствовать у детей умение общаться друг с другом в игре, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки.
11. Наблюдение за почвой
Наблюдение
Обратить внимание детей на землю под ногами. В сухую теплую погоду почва теплая, сухая, рассыпается в руке, цвет светло-серый. В дождливую погоду она стала темной, уплотненной, мокрой. С наступлением первых заморозков она становится твердой, как камень. Учить детей видеть зависимость состояния почвы от погоды. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к родной земле.
Художественное слово
Пословицы и поговорки
Своя земля и в горсти мила.
Земля заботу любит.
Стихотворение
Черная земелька, а милее нет,
Черная земелька - белый, белый хлеб.
(3. Мошковская)
Подвижная игра
«Apкан тарту» «Перетяни канат» (казахская народная игра) -Развивать физические и морально-волевые качества у детей, дружеские взаимоотношения.
Трудовая деятельность
Работа в цветнике (совместно с воспитателем) -Принимать участие в осенней перекопке земли. -Воспитывать добросовестное отношение к труду.
Дидактические игры.
Опыты и эксперименты
О п ы т. Потрогать почву рукой в теплую погоду.
В ы в о д. Почва теплая, ее нагрело солнце.
«Найди ошибку» Выяснить, что знают дети о состоянии почвы в разное время года.
Самостоятельная деятельность
Развивать и обогащать тематику и содержание игр детей. Совершенствовать умение отстаивать собственное мнение;
развивать умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек,обязанностей.
12. Наблюдение за первыми заморозками
Наблюдение
Обратить внимание детей на то, что первые заморозки на почве - это признаки осени. По утрам земля и крыши домов белые, будто слегка покрыты серебром. Похолодало, заморозки набирают силу. Они покрывают зеркальным слоем стоячие воды рек и озер. Земля прихвачена плотным ледяным панцирем, по которому, кажется, можно спокойно ходить, но как только нога коснется этого прочного панциря, тотчас же с треском провалится сквозь него.
Художественное слово
Загадка
ОН вошел - никто не видел,
ОН сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Пословицы и поговорки
От осени к лету - поворота нету.
Примета
Октябрь землю покрыл, где листом, где снежком.
Стихотворения
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром летят.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней. (Е. Головин)
«Изморозь», Н. Алимкулов.
Подвижная игра
«Сделай фигуру» -Воспитывать быстроту, ловкость, внимание.
Трудовая деятельность
-По необходимости Приучать детей замечать непорядок на участке и устранять его.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Кто смешнее придумает названия» -Развивать творческое воображение, речь. -Образование нового слова из двух существительных, одно, из которых становится прилагательным (осень, заморозок - осенний заморозок, замороженная осень; воздух, лед - ледяной воздух, воздушный лед).
Самостоятельная деятельность
- Развивать самостоятельность, инициативу в выборе вида игры.
13. Наблюдение за водоемом
Наблюдение
Дать детям представления о состоянии водоема осенью, причинах, вызывающих изменения в жизни растений и животных. Научить сравнивать состояние водоема осенью и летом; перечислять обитателей водоема. Развивать наблюдательность. Воспитывать желание любоваться красотой родной природы. Отметить, что вода в реке стала холодной, водные растения опускаются на дно, лягушек не видно. Только изредка выскакивают пузырьки на гладкой поверхности воды. Это голодные рыбешки ждут, не упадет ли в воду кузнечик или муха.
Художественное слово
Загадка
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река)
Стихотворения
- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш!
«Озеро и речка», Т. Бердияров.
«Чистый родник», И. Алтынсарин.
«Родник», М. Алимбаев.
Подвижная игра
«Караси и щука» -воспитание двигательной активности, Быстроты и реакции на сигнал. формировать правильные взаимоотношения в коллективе.
Трудовая деятельность
Набрать песок для подкормки птиц зимой в уголке природы Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать стремление быть полезным окружающим.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Отгадай загадку» (обитатели водоемов) -Учить детей отгадывать загадки. - Развивать логическое мышление (загадки про рыб, речку, рака, лягушку, улитку, yткy).
О п ы т. Рассмотреть песок через увеличительное стекло.
В ы в о д. Песок состоит из отдельных мелких и крупных песчинок, ничем не связанных между собой.
Самостоятельная деятельность
-Воспитывать активность при создании и реализации игровых замыслов.
14. Наблюдение за лужами
Наблюдение
Обратить внимание детей на то, что утром лужи покрыты льдом. Вспомнить, какое это состояние воды (твердое).
Уточнить свойства льда (холодный, скользкий, прозрачный, тает в тепле). Показать взаимосвязь природных явлений:
ночью бывает мороз, вода в лужах замерзла, днем стало тепло - лед растаял. Развивать познавательные интересы, воспитывать Устойчивое внимание, наблюдательность.
Художественное слово
Загадка
После дождика с утра
На асфальте зеркала.
Солнце и небо
В них отражаются.
Как они называются? (Лужи)
Пословицы и поговорки
Днем погоже, да утром негоже.
Весною дождь растит, а осенью гноит.
Стихотворение
На заре на розовой
Землю подморозило.
Лужицу студеную.
Порошей задернуло. (А. Плещеев)
Подвижная игра
«Не намочи ног» -Упражнять детей в прыжках, с продвижением вперед, в умении ловко перепрыгивать с дощечки на дощечку. Добиваться от детей умения действовать в быстром темпе.
Трудовая деятельность
По необходимости (полив цветов в уголке природы) -Воспитывать навыки систематического ухода за растениями.
-Осознавать необходимость своего труда. -Развивать трудовые навыки.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Кто больше знает загадок о явлениях природы» -Закрепить знание детей о явлениях неживой природы, учить запоминать загадки.
Самостоятельная деятельность
-Развивать у детей умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.