Екатерина Бирюлина
Разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивное плавание представляет собой комплекс упражнений спортивно-оздоровительного характера, влияющих на формирование правильной двигательной активности.
Основные слова: методика, адаптивное плавание, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки.
В наше время одной из важнейших проблем является проблема здоровья подрастающего поколения. Большинство детей дошкольного и раннего школьного возраста имеют нарушения осанки и неравномерное развитие мышечного каркаса.
Публикация «Разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Во многом это является следствием того, что большинство детей ведут сидячий образ жизни, постоянное сидение за компьютерами, на занятиях, за любыми другими техническими средствами. В школах или детских садах не используются методики, направленные на исправления осанки и улучшения трофики в мышцах. Дети мало заинтересованы в занятиях физическими упражнениями или любыми разновидностями подвижных игр. Данная проблема характерна для детей во многих городах и деревнях.
Умение плавать – жизненно важный для каждого человека навык. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. Кроме этого плавание является одним из самых эффективных средств коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, в том числе и нарушений осанки. Для лиц с серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, для инвалидов в реабилитационных центрах, больницах, профилакториях и иных учреждениях эффективным средством лечения и восстановления является адаптивное плавание.
Адаптивное плавание предназначено для реабилитации и адаптации к нормальной социальной жизни, применяя комплекс спортивно-оздоровительного характера. Оно влияет на формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.
Однако в пос. Светлый существует проблема отсутствия специализированных организаций по работе в сфере адаптивной физической культуры и приводящихся в них мероприятий, ни одна специализированная школа по плаванию не создает возможности для работы с детьми по данному направлению. Такая возможность, представлена в МАДОУ № 3, где для обучения выделено время и возможность для занятий адаптивной физической культурой. При этом в литературе встречается недостаточно информации о методиках адаптивного плавания для детей дошкольного возраста с нарушениями осанки и функций мышечной системы в условиях малогабаритного бассейна (длина 12,5 м).
В связи с этим целью исследования стала разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата.
Занятия проводятся в бассейне 12,5 м, нормированная нагрузка 2 раза в неделю по 30 мин, из которых большая часть направлена на развитие мышц верхнего плечевого пояса, спины, брюшного пресса. Занятия проводятся на суше у бортика бассейна и непосредственно в воде. Температура воды составляет 29-32 С.
Во время плавания ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат, снижая давление на него веса тела; создает условия для корригирования нарушений осанки [3]. 197
Для улучшения эффективности использования адаптивного плавания, как средства исправления осанки используются упражнения силового характера с собственным весом, а также упражнений на гибкость.
План занятий адаптивной физической культурой на суше:
• Приседания 3х10 раз
• Прыжки на скакалке 3х15 раз
• Наклоны в стороны 3х 8 раз
• Отжимания 3х7-10раз
• Брюшной пресс 3х10-12раз
• Приседания на одной ноге 3х5-7раз
• Имитация гребковых движений
• Гиперэкстензия 3х15сек через 40 сек отдыха
• Наклон вперед 3х10 сек
• Стойка на коленях, прогнуться вперед и назад 3х5 раз
• И. п. - лежа на спине, колени к себе 3х10 сек
План занятий адаптивной физической культурой в плавательном бассейне :
1. Работа ногами кролем на груди у бортика.
2. Удержание положения на воде «Морская звезда»
3. Удержание положения на воде «Поплавок»
4. Плавание кролем на груди в ластах
5. Плавание кролем на спине в ластах
6. Плавание кролем на груди с доской
7. Плавание кролем на спине с доской
8. Обучение скольжению под водой, руки натянуты за головой
9. Свободное плавание.
10. Использование различных игр, направленных на работу мышц спины и брюшного пресса.
Занятия плаванием создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы, поскольку в воде физические нагрузки происходят в антигравитационных условиях при отсутствии статического напряжения – уменьшается периферическое сопротивление стенок сосудов, нормализуется сердечный ритм, снижается артериальное давление, снижается нагрузка на опорно-двигательный аппарат.
Находясь в водной среде тренируется механизм терморегуляции, из-за высокой тепло проводимости воды, систематическое посещения бассейна уменьшает риск появления простуды. Очень важно развитие суставов, укрепление мышц верхнего плечевого пояса и ног, что играет не мало важную руль в развитии опорно-двигательного аппарата и осанки.
При плавании повышается эластичность ткани легких, тренируются бронхи и альвеолы, увеличиваются показатели ЖЕЛ, абсолютная и относительная величина показателя МПК, увеличивается подвижность грудной клетки. Обучение правильному дыханию (длительный выдох в воду) во время выполнения упражнений обеспечивает хорошую физическую работоспособность, а также снижает артериальное давление [3]. 198 Данная методика внедрена в программу обучения и оздоровления детей в МАДОУ №3.
Плавание в дошкольном учреждение не мало важно, так как это дает основу умения держаться на воде, имеет закаливающий эффект и укрепляет мышечный каркас ребенка. Использование различных дидактических упражнений и игр на воде развивают детское воображение, а также имеют направленность на правильное поведение на воде.
Список литературы:
1. Булгакова Н. Ж. Методика обучения технике плавания : Метод, разработка для слушат. фак. усовершенствования / Булгакова Н. Ж. М. : ГЦОЛИФК, 1980.
2. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет) : дис.. канд. пед. наук: В 2-х ч. /Булгакова Н. Ж. ; ГЦОЛИФК, 1954.
3. Викулов А. Д. Плавание : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
4. Информация по реабилитации инвалидов – колясочников [Электронный ресурс] : URL : https://aupam.narod.ru/pages/fizkult/kod_dikulya/ page_01.htm (дата обращения 27 сентября 2014).
5. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учебное пособие для вузов / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов и др. ; под ред. Н. Ж. Булгаковой. - М. : Академия, 2005. - 43