Александра Торопова
Разработка игр для усвоения системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка игра на усвоение системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста
Усвоение сенсорных эталонов в области восприятия формы
Публикация «Разработка игр для усвоения системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Основная цель освоения этого сенсорного эталона - научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.
Это такие практические действия, как:
– наложение фигур;
– прикладывание;
– переворачивание;
– сопоставление элементов фигур;
– обведение пальцем контура;
– ощупывание;
– рисование.
После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция.
Л. А. Венгер предлагает использовать следующие группы игр:
1. предложить найти ребенку предметы по образцу, которые имеют такую же форму, как: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие;
2. в игровой форме подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, форме и величине;
3. формировать умение находить геометрические фигуры по их названию.
Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные», а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).
Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов.
Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.
Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т. е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника).
Игры направленные на усвоение восприятия формы:
"Карточки-загадки"
Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.
Необходимое оборудование: картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.
Ход игры: Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).
«Геометрическое лото»
Цель: научить младших изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать
предметы по геометрическому образцу.
Оборудование: 5 карточек и изображениями геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар, квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо, прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).
Ход: Ребята, нас окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем в игру и
попробуем увидеть в окружающих нас предметах различные формы.
В игре принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и
предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с
другом.
Усвоение сенсорных эталонов в области восприятия цвета
Процесс усвоения детьми дошкольного возраста начинается с ознакомления геометрии и цвета фигуры. Это происходит в результате разных видов продуктивной деятельности ребенка: рисования, конструирования, лепки.
Сначала у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете и создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом педагоги рекомендуют перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных.
Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светлосиний и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим цветами.
Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос: «Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет.
Каждому возрасту ребенка соответствует определенная последовательность знакомства с цветом и его оттенком:
в первую очередь происходит освоение действий, которые способствуют выделению цвета в предмете;
затем осваивается понятие цвета при использовании нескольких контрастных основных цветов, в данном случае можно применить красный, синий.
Восприятие целостного предмета. Является наиболее главной функцией восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств.
Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:
конструирование предметов из составных элементов (конструкторы; картинки, разрезанные на несколько частей);
узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (картинки с нарисованной частью предмета, животного, по которым ребенок должен узнать – кто это);
обнаружение похожего и различного в предметах (например, чем похожи: лиса, волк, молоток топор и т. д.);
словесное описание предметов (например, игра «Угадай кто» - ребенок описывает задуманное, а Вы угадываете);
узнавание предметов по словесному описанию (та же игра, но поменяйтесь ролями с ребенком, загадки).
Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.
В ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов педагоги не рекомендуют рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность т. к. в окраске реальных предметов эти характеристики обычно изменяются одновременно, создавая различную яркость цвета. Когда обозначают оттенки цвета в повседневной жизни, указывают обычно на их светлоту – темно-зеленый, светло-желтый, имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Следует помнить, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия, напр., светло-красный называется розовым. Употребление детьми таких названий вполне допустимо, кроме неверного называния светло-синего цвета голубым, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону, т. е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра. Почти все они имеют в быту метафорические названия – лимонный, сиреневый и др., – связанные с определенным предметом.
Усвоение сенсорных эталонов в области восприятия величины
Особое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте сенсорному эталону "величина".
Это одна из задач умственного воспитания, благодаря которой малыш учится не только давать правильное название свойству предметов, но и сравнивать их между собой, что дает ребенку более полное представление об окружающей его действительности. Измерительная деятельность развивает мышление, служит основой для разных видов деятельности, создает предпосылки для учебы в школе.
Сенсорные эталоны величины сначала познаются на уровне органов чувств, то есть на сенсорной основе. Ребенок видит предмет глазами, ощупывает его, производит с ним ряд действий. Потом воспринятый объект осмысливается мышлением, дополняются знания речью. Сам механизм восприятия и у взрослых, и у детей одинаков. Приходят знания и понятия о предмете в результате практической деятельности, при участии слова и размышлений. Задействованы процессы сравнения и анализа, синтеза и классификации, что уже является признаками логического мышления. Дети трех лет еще не могут дифференцировать предметы по разнице величин. Так, малыш может пытаться уложить большого медведя в маленькую кроватку. После этого периода ребенок начинает выделять предметы по их внешнему виду, отталкиваясь от их объема. Так, бегемот - большой, а мышонок - маленький. С возрастом и развитием речи дети уже выделяют отдельные признаки величины, различая длину, ширину, высоту, толщину. Им еще тяжело запомнить правильное название всех этих свойств предмета, поэтому воспитатель проводит с ними дидактические игры, цель которых сравнить предметы по величине и правильно назвать признаки. Все эти учебные упражнения базируются на сравнении величин, используя глазомер ребенка.
Все это подкрепляется на практике в разных видах деятельности. В конструировании ребенок не поставит маленькую деталь внизу, так как понимает, что вся конструкция распадется. Рисуя картинку, старший дошкольник уже соотносит величину предметов с расстоянием. Так, деревья, что растут близко, рисуют большого размера, а те, что растут вдалеке, - маленькими.
Чтобы сформировать правильное представления величины у ребенка, необходимо следующие действия:
1. по образцу подбираются одинаковые величины;
2. различие предметов выявляется с помощью прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот);
3. закрепление названий за предметами разной величины: «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;
4. использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;
5. с помощью зрения происходит сопоставление различных предметов;
6. сравнение величины различных частей и деталей предмета.
Игры для формирования понятия "величина"
Педагогами придумано огромное количество дидактических игр, которые используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром.
Игра с шариками
Цель: учить детей различать форму шара и его размеры – большой и маленький, развивать сенсорное восприятие, мускулатуру кистей рук.
Оборудование: ящик, в стенках которого имеются круглые вырезы большого и малого размера (с одной стороны ящик открыт, шары разного размера (большие и маленькие) с расчетом, что большие шары не могут провалиться в маленькие отверстия.
Ход игры: Воспитатель приглашает детей поиграть. Объясняет, как пользоваться игрушкой. Вот большой шар (дает детям подержать его, он не умещается в ладошке, а это маленький шарик (его можно спрятать в ладошке – дает детям подержать его). Шарики можно катать (кладет маленький шарик на ящик, он катится). Но попадает в дырочку и проваливается. Достанем его из ящика. А теперь покатаем большой шарик, он не провалился в маленькую дырочку. А маленький упал. Дети достают шарики и опускают в отверстия то большой, то маленький шарик. Некоторые дети сами называют размеры шаров и отверстий.
Развитие тактильного восприятия младших дошкольников
Игры, направленные на развитие тактильного восприятия:
"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Тактильные крышечки».
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
"Гладкий - шершавый"
Цель игры: развитие тактильных ощущений. Знакомство ребенка с понятиями «шершавый»,«гладкий».
Оборудование: панель с дощечками гладкой и шершавой фактуры.
Ход игры: Взрослый кончиками пальцев правой руки плавно проводит сверху вниз по гладкой поверхности. Предлагает ребенку повторить движение и говорит: «это гладкая». Затем проводит рукой по шершавой поверхности и предлагает ребенку повторить, вводя понятие «шершавая». Далее, взрослый просит показать ребенка (проведя рукой, где гладкая, а где шершавая поверхность и спрашивает: «это какая?».
Игра «Лоскутки»
Нарежьте много кусочков разных тканей.
Дайте ребенку потрогать лоскутки и опишите их свойства (шелк – тонкий, гладкий; сукно – грубое, жесткое).
Завяжите ребенку глаза, и опять дайте кусочки тканей.
Задание: сказать, что за ткань и описать ее. Например: грубое сукно.
Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Ребенку дают по очереди предметы из разных материалов: деревянный кубик, бутылка из пластика, стеклянный стакан, пушистая игрушка и пр.
Малышу нужно угадать, из чего это сделано. Можно использовать разные по текстуре предметы: гладкие, пушистые, шершавые и т. д.
Развитие вкусового восприятия
Дидактические игры, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений.
«Определи на вкус»
Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
Варианты:
— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба, фруктов (яблоко и груша, колбасы (вареная и копченая, орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие, варенья (малиновое, вишневое и др., конфет (леденец, шоколад и др., рыбы (жареная, соленая, молочных продуктов (сметана, кефир).
«Вкусовые банки»
Материал: банки, пипетки, ложки. Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.
«Назови вкус продуктов»
Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).
Например:
— лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
— чеснок горький, неприятный, с резким запахом Игра «Живая вода»
Необходимо:
взять 8 посудин (одноразовых стаканчиков);
в каждые 2 емкости налить воду с добавлением: яблочного сока, сахара, соли, лимонного сока;
ребенку нужно сделать по глотку с каждой емкости и определить 2 посудины с одинаковым содержимым.
ИНТЕРЕСНО! Полезно играть в жаркую пору с детьми, что не любят пить воду.
Игра «Фрукт, ягода или овощ»
Порежьте кубиками овощи и фрукты. Каждый кубик и ягоду проткните зубочисткой и разложите на подносе. Ребенок с завязанными глазами берет по кусочку, нюхает и съедает. По запаху он должен определить фрукт это или овощ, а по вкусу сказать, что он съел.
ВНИМАНИЕ! Эта игра тренирует вкус, зрение и обоняние.
Развитие зрительного восприятия
Игры на развитие зрительного восприятия:
1. Найди различия
Ребёнку предлагается картинка, по которой он должен найти отличия.
2. «Солнечный зайчик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца солнечный лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульчикам и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика. При этом передвигайте сначала луч плавно, затем быстрее. Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.
Если малышам понравилась игра предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.
3. Подберите к каждому предмету цвет
Цель: соотнесение и называние основных цветов и их оттенков, развитие зрительного восприятия.
Оборудование: бытовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета спектра (чашка, хлебница, нитки: кукольная одежда: кофточка, брюки, туфли; игрушки: флажок, лиса, шар и
Ход игры: Дайте ребенку цветные квадраты. Попросите его разложить квадраты – к каждому предмету его цвет.
На двух сдвинутых рядом столах расставить игрушки. В игре участвуют восемь детей.
Воспитатель дает каждому ребенку предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребенок должен к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их по цвету
и назвать. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все предметы одного из цветов спектра и его оттенков.
Игра повторяется 2-3 раза в зависимости от интереса детей к материалу и от степени умения сравнивать предметы с образцом, обобщать предметы по цвету. Продолжительность игры – 15-20 минут.
Развитие слухового восприятия
Игры на развитие слухового восприятия
"Кто летит?" (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З. – З. - З. - З. ”)
Игра «Испорченный телефон»
Игра «Где позвонили?» или «Жмурки» с колокольчиком
Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.