Юлия Гончаренко
Консультация «Растим патриотов или рассказывать ли детям о войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Растим патриотов, или Рассказывать ли детям о войне.
Вопрос «Как рассказывать детям о войне» всегда вызывал затруднение, воспитателей и учителей младших классов, и неоднозначную реакцию родителей. Столкнувшись в своей практике на протяжении трех выпусков детей из детского сада в школу, с разным эмоциональным откликом к данной теме и разной поддержке или отрицанию со стороны родителей, стала искать пути формирования начал патриотизма, не ломая нервную систему ребенка-дошкольника, а лишь аккуратно вызывая у него чувства сострадания, милосердия, гордости…
Публикация «Консультация „Растим патриотов или рассказывать ли детям о войне“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Особенно актуален данный вопрос в нашем городе, городе, выдержавшем осаду в 900 дней и ночей, в параллели современных событий, когда дети слышат обрывки взрослых разговоров, видят в СМИ похожие события. Так появилось решение затронуть струнки детской души и подвести их к пониманию трагедии по имени «война» через проектную и волонтерскую деятельность, которая включает в себя последовательное, постепенное и длительное комплексное становление патриотических чувств.
Говорят, дети во все времена одинаковы. Позвольте не согласиться с этим. Возьмем в качестве примера старший дошкольный возраст.
Дети первого моего выпуска, участвуя в проекте «Блокадный город» проявляли любознательность и сподвигли взрослых предоставлять им новую и новую информацию. Эмоции, правильные эмоции (слезы сочувствия, оценка поступков литературных персонажей) помогали нам, взрослым, строить педагогический процесс, исходя из возможностей детского восприятия. Одним из примеров была встреча с жительницей блокадного Ленинграда, ее детские воспоминания о том, как ее бабушка прятала от бомбежек, такое живое общение вызвало понимание ужасов того времени. Встрече предшествовала тщательная подготовка. Такому погружению в рамках проекта способствовали документальные фотографии, художественные произведения, музыкальные фрагменты и живопись как средства, усиливающие становление эмоциональной составляющей личности ребёнка. Это дети. Вернёмся к родителям. Все, что дети почерпнули в ДОУ, они принесли домой, продолжая задавать интересующие их вопросы. А вот реакция некоторых родителей удивила: почему-то они посчитали возможным показывать детям «зомби с кровавыми мозгами» в компьютерных играх (детская фраза) и сочли неуместным документальные фотографии обессиленных, исхудавших детей блокады. Это заставляет задуматься.
Следующий выпуск детей. Тот же проект, тот же материал с небольшими дополнениями, изменениями, но совсем другие эмоции детей. Здесь понимание войны получилось передать через повествование о подвигах нашего народа. Грамотно подобранный художественный материал (литература и картины художников) вызвал стремление быть защитником страны, сопереживание персонажам произведений. А это ли не задача патриотического воспитания? Восприятие усилила музыкальная составляющая: от печальных песен под гармонь до подбадривающих и вдохновляющих.
И сегодняшние дети старшего дошкольного возраста. Эти дети оказались не готовы принимать данную информацию ни эмоционально, ни психически. Возникает вопрос «Почему?» Что изменилось за эти годы? Позволю предположить, что прерывается связь поколений. Теперь некому передавать истории, воспоминания семьи, а многие не придают этим событиям значение. Так бывает: бег времени, скорость жизни затмевает память. Тем важнее найти средства заинтересовать детей данной темой и помочь ее понять, понять и принять правильно. Здесь на помощь необходимо призвать семьи воспитанников, в тесном тандеме сотрудничества в системе педагог-ребенок-родитель. Детям интересны экскурсии, музеи. Это и здесь благодатный материал для познания войны как зла.
Таким образом, педагогу необходимо найти те струнки детской души, которые заиграют от соприкосновения с историей.
Если не передавать события прошлого из поколения в поколение, история забывается, а возможно, и возвращается в ее худших проявлениях. Примеры эти известны миру. Тем важнее становится роль педагога в восполнении прошлого, о котором мы говорим: «Никто не забыт, ничто не забыто».