Галина Жданова
Растим патриотов.
▼ Скачать + Заказать документы
Растим патриотов.
Что такое патриотизм?
Патриотизм – это когда от звуков гимна твоей страны сжимается горло.
Патриотизм – это когда за границей своей Родины, наблюдая всяческие диковинные растения, мечтаешь поскорее увидеть тоненькую белую берёзку.
Патриотизм – это когда ругаешь и критикуешь недочёты, но не с целью уничтожения, а лишь с целью улучшения. И не променяешь свою улицу, свою работу на чужую красоту.
Публикация «Растим патриотов,» размещена в разделах
Как зарождается патриотизм? Говорят, учёные, скорее всего «британские», выяснили, что существует ген патриотизма.
Но я думаю, что это не так. Любовь к Родине - это воспоминания детства. У каждого они свои. У кого – то это клубника, пахнущая солнцем, хлеб, укрытый вышитым полотенцем, мамина песня, тёплый луч солнца на пёстрой дорожке, зелёный лес с красивыми цветами, бесконечные снега, пальмы у моря. Для меня детство –сосновый бор, шишки, колющие босые ноги, морозное утро и снегири на ветках… Да мало ли таких мест на планете. Из этих мелочей и складывается огромное чувство – патриотизм. Если нет этой базы, то и Родина тоже как бы не существует. Это всё подменяется умением приспосабливаться ради собственного благополучия и выбирать более выгодные условия.
Современные семьи в своём большинстве не имеют семейных традиций и ценностей. Я это могу утверждать не голословно, а наблюдаю это, вот уже 38 лет работая с детьми. Лично у меня, как и многих моих одногодок не было даже возможности не стать патриотом. У нас дома было семейное чтение, иногда при свечах. У нас были сказки Роу, походы в лес и на речку, портреты прадедов на стенах, протяжные русские песни и многие другие бесконечные «мелочи», которые создают семью. А с семьи начинается государство.
С полной уверенностью скажу, что патриотизм воспитывается, взращивается, сам по себе он не возникает. Вот и пример Украины о том говорит. Их болезнь стала нашим лекарством. Я обратила внимание на митинг в День Победы в этом году. Люди как бы прозрели. Гораздо больше было народа у нашего обелиска погибшим воинам на митинге, цветов было море. Детей очень много. Наш детский сад не остался в стороне. Малыши гордо шли с родителями к памятнику с цветами и свечами. Мы, наконец – то, поняли, что память воспитывает, что память не даёт нам свалиться в пропасть забывчивости своей истории.
Перед нами – педагогами стоит вопрос, как донести до маленьких детей знание о том, что такое любовь к родному очагу? Всё, что окружает малыша с рождения должно быть родным, тёплым. Детский сад и семья – самая первая ступенька к патриотизму. В нашем саду педагоги уверенны - только совместная деятельность в семье, а не чтение нудных лекций поможет в решении этого вопроса.
Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Условия реализации патриотического воспитания :
• Быть самому патриотом
• Создать соответствующую среду
• Привлечь родителей
• Установить связь с окружающим
Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятие о малой родине, о семейных ценностях. Мы, как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом. Но, прежде, чем чему – то учить, хорошо бы самим узнать всё основательно. В воспитании всё должно основываться на личности педагога. И если взрослому далеко безразлично то, о чём он говорит детям, то и дети этого не воспримут. Для этого в детском саду было проведено производственное совещание «Созерцание чуда». Там многие сотрудники впервые для себя открыли знакомые места с новой стороны, узнали много нового и интересного о своём городе, молибденовом комбинате, о Хакасии. Затем был проведён расширенный педсовет «Мы живём в Хакасии», фотовыставка «Наш город», выставка семейных газет «Берегите природу». Совместно с родителями дети с удовольствием сходили в походы в парк и в лес, проведена акция «Мы за чистый город».
В детском саду проведён цикл занятий по ознакомлению с символикой государства. Изготовили стенд, где поместили гербы и флаги России, Хакасии, Сорска, фотографию президента России и карту России и Хакасии. В каждой группе есть уголок русской и хакасской культуры, они различны по содержанию в зависимости от возраста.
Любовь к родителям – основа любви к Родине. Для укрепления семейных связей в нашем детском саду проводится много семейных праздников, семейных выставок, конкурсов. «Зимний букет», «Моя мама самая красивая», «Соревнования семейных команд», «День матери», «День Победы» (совместный концерт детей, родителей и педагогов, «День семьи», «Все мы родом из детства» (КВН родителей и детей, конкурс поделок «Детский сад будущего». Был реализован замечательный проект «Родовое древо». Мы даже не ожидали, что будет такое количество различных «древ» : в виде яблонь, черепашек, газет и т. д. Старинные фотографии, старинные имена – всё было необычно и очень интересно. Всю неделю родители и дети посещали выставку, а затем была выставка в городском музее, и там было много посетителей.
Семьи создают род. А несколько родов – это уже народ. Через прошлое понимается настоящее. Не нужно терять духовных корней. Не будет корней, погибнет всё дерево. Кстати, многие народности представляли вселенную как мировое дерево. Работа эта очень интересная и полезная. Надо вовремя её сделать для себя, а то потом будет не у кого спросить. Мы попытались создать дерево детского сада. 45 выпусков сделал «Ручеёк» за время своего существования. Яблоня получилась до потолка. Не все фотографии смогли собрать, но наша яблоня имела внушительный вид.
Очень тесно детский сад работает с городским музеем имени В. В. Андрияшева. Часто проводятся экскурсии, выставки, занятия, праздники. Запущен проект «Родники истории» с погружением в языковую хакасскую среду. Старое и новое должны находиться во взаимосвязи и взаимопонимании. Невозможно понять настоящее и представить себе будущее, не посмотрев на него в свете прошлого. Новое мы видим на экране телевизора, вокруг себя. А где же это старое? Ну, конечно же, в музеях.
Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности к жизни в стремительно изменяющемся мире. Музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив ценности прошлого, включает его в контекст собственной жизни.
В музее пахнет застоявшимся временем.
Временем прошлым. Временем иным.
И весной здесь пахнет и колючим инеем…
Но всё это было давным- давным…
Музей является эффективным средством гражданского патриотического воспитания.
Музей помогает обеспечивать подрастающему поколению возможность сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.
В детском саду проходило методическое объединение «Растим патриотов». На открытом просмотре воспитатели детского сада «Ручеёк» показали одну из форм взаимодействия с музеем – занятия в музее «Путешествие на машине времени». Другая не менее интересная форма- создание в детских садах мини- музеев. Об этом также шла речь на методическом объединении. Все детские сады делились своим опытом. Некоторые проекты принимали участие в региональном фестивале «Наследие детям». Заключительный этап этого конкурса проходил в краеведческом музее г. Абакана.
Показать детям изменения, происходящие в мире, можно на примерах простых и доступных - на примере истории своей семьи, истории города.
Работая с детьми в данном направлении, сотрудники детского сада совместно с музеем ставят следующие цели:
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Сорска.
2. Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице.
3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастность к этому.
4. Развивать бережное отношение к городу (культура, природа).
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Многие наши воспитанники и их предки являются коренными жителями Сорска. Дети с огромной гордостью рассматривают фотографии своих бабушек и дедушек, родителей, узнают о их жизни. Эта гордость будет жить в их сердцах всегда. Выставки рисунков в детском саду и музее «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мамочка милая моя», «Мои родители работают на Сорском молибденовом комбинате» помогают им в этом.
Улицы - это история любого населённого пункта. В Сорске около 30 улиц. Самые первые уже давно ушли под отвалы и только фотографии напоминают о них. Слушая рассказы тех, кто помнит об этом, ребятишки рассказывают о своих дворах, о парке, о своём детском садике, рисуют «город будущего».
В Сорском музее действует «Клуб творческих людей». Нашим детям ещё рано бывать на таких заседаниях, но несколько встреч с нашими земляками мы организовали. Дети познакомились с творчеством Б. И. Гирея, внимательно рассматривали замечательные картины, воспевающие красоту родного края - Хакасии, слушали песни Р. Ф. Норко, рассказы Ф. Панченко, любовались деревянными скульптурами Тачеева, рассказывающими о костюмах, быте хакасов, пили чай из русского самовара. Экскурсии на выставки в музее побуждают ребёнка самому в них поучаствовать. Ребята из старших групп не раз выставляли свои рисунки и поделки в городском музее.
Быть патриотом - это значит не просто любить свою родину, но и активно работать на её благо. Вместе с родителями дети участвовали в походах под названием «Мы за чистоту
родного города», благоустраивали свой город, высаживая цветы на участке детского сада и возле своего дома, принимали участие в проекте «Город- сад».
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне.
Память - наша история. Каким будет взгляд на неё наших детей, таким будет и завтрашний день. Но надо ли будоражить мысли маленьких детей памятью о войне? Да! В памяти наша сила и дети должны знать о войне хотя бы для того, чтобы она не повторилась вновь.
Общение с участниками войны способствует формированию общественно- активной позиции. Живые воспоминания о войне помогают раскрыть роль народа как творца истории, формировать гордость за свою страну, готовности к труду и защите Отечества. С интересом дети знакомятся с экспозицией музея о ВОВ в городском музее. Весь материал им ещё непонятен, они рассматривают фотографии, вещи военных, особенно интересуются мальчишки. Уже несколько лет дети подготовительной группы ходят с воспитателями поздравлять участников войны накануне праздника.
Ради того, чтобы маленький человек осознал себя в окружающем мире и в истории, в пространстве и времени, ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.