Ольга Савченко
Раннее профессиональное самоопределение ребенка — союз педагоги и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к овладению будущей профессией – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода в образовании. Такой подход направлен, во-первых, на приближение к потребностям образования детей, к практике, жизни. Во – вторых, позволяет создать условия для целенаправленного формирования предпосылок профессиональных компетенций у детей, начиная с дошкольного возраста, и обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО.
Публикация «Раннее профессиональное самоопределение ребенка — союз педагоги и семьи» размещена в разделах
Для осуществления этой деятельности необходим педагог, совершенствование профессиональной деятельности которого происходит в разных формах методического сопровождения.
В рамках плана работы МБОУ в текущем учебном году на базе ОДО прошел семинар-практикум, организованный для педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов Лицея, по теме «Взаимодействие образовательной организации и семьи в рамках преемственности практико-ориентированного образования дошкольного и начального уровней общего образования».
Всем известно, что первое знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая профессии своих родителей, дедушек, бабушек, когда участвуют в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых. Поэтому в ходе работы семинара были проанализированы причины низкой информированности обучающихся о труде взрослых и их профессиях. Должны ли услышать дети, что профессия может быть интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности, наконец, быть смыслозначимым делом жизни? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветания нашего государства зависит от творчества и созидания каждого? Или мы бессильны перед банальным утверждением: все взрослые на работе зарабатывают деньги! Почему же родители перестали рассказывать детям о своих профессиях? Почему утрачиваются трудовые династии, почему «французский булочник, турецкий строитель» гордятся своими профессиями, а мы скорбно умалчиваем о своих сварщиках, плиточниках, кондитерах, слесарях, плодами которых созидается ежедневная жизнь каждого?
В совместном обсуждении были получены ответы на эти и другие вопросы.
На основании анализа ситуации мы пришли к выводу, что необходимо включать взрослых в систему работы по практико-ориентированному образованию обучающихся нашего учреждения.
В рамках практической части семинара была озвучена система работы, представленная различными формами взаимодействия и активного включения родителей наших обучающихся. Это:
1. Клуб интересных встреч - встречи с интересными людьми «Профессий много есть на свете, найди призванье по душе».
2. Семейная гостиная «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессиональные династии», «Горжусь профессией своей», «Мой папа военный!».
3. Профи-клуб (как объединение родителей одной профессии, с целью полного раскрытия узкой специализации данной профессии, например, профессии «строитель»).
4. Интернет-общение с использованием сайта организации и собственных веб-сайтов.
5. Диспут-клубы «Кем быть, каким быть?», «Престижность профессии. Что это такое?», «Карьера – это карьеризм или профессиональный рост» и др.
6. Кружок «Мастерская папы» (приобщение к миру мужских профессий, развитие трудовых навыков и совместного дела, занятия с целью сближения и укрепления межличностных связей).
7. Фестиваль творческих профессий «Город мастеров».
8. Фабрика «Умелые ручки» - изготовление пособий (книжек-малышек, цифровой фото-альбом «Профессии наших родителей», игр и др.
9. Выставки совместного творчества детско-родительских работ на темы «Фоторассказы о профессиях», «Калейдоскоп профессий», выставка кукол в профессиональных костюмах и др.
10. Коллективно-творческое дело («Сладкая ярмарка» - мероприятие, в котором принимают участие дети, а так же их родители, как на этапе подготовки и проведения мероприятия, так и на этапе подведения итогов. Ведь нужно не только приготовить различные сладости своими руками, но и организовать торговлю так, чтобы именно у них раскупили весь товар).
11. Коллекционирование, которое помогает раскрыть сущность разных профессий, например, коллекция репродукций картин художников, коллекция эскизов одежды (модельер, коллекция оберток конфет (дизайнер, коллекция камней (геолог).
12. Конкурсы кроссвордов «Радуга профессий», сочинений «Путешествие во времени», рекламных объявлений и др.
13. КВН «Профессиональная Вселенная».
14. Проекты «Юный журналист», «Молодой политик» (основной целью стало сотрудничество с семьей по вопросам профессиональной ориентации детей и содействие становлению их интеллектуальной и социальной компетентности в различных ситуациях речевого общения, формирование представлений о профессиональных качествах и навыках журналиста и политика).
15. Экскурсии (онлайн, виртуальные, «экспедиции» в мир профессий.
16. Квест-путешествия «Мастер-град», «Фабрика мастеров» (в ходе игры-путешествия по станциям, в роли кураторов которых выступают родители, у детей формируются позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий).
В результате работы семинара был сделан вывод о роли продуктивного взаимодействия учреждения с семьями обучающихся в рамках практико-ориентированного образования, которое позволит детям приоткрыть дверь в мир самых разных профессий, и будет способствовать развитию профессионального самосознания. Ведь самое главное для наших детей, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к личностным достижениям.