Елена Машарова
Радость творчества — прямой путь к здоровью ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье — одна из важнейших характеристик личности человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимают периоды детства — время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья явля ется гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом. О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных
Темочки:
образований. Мать обеспечивает ребенку чувство безопасности, любви, закладывает фундамент будущей активной жизненной позиции ребенка и его уверенности в себе. В младшем дошкольном возрасте активно развивается самооценка и происходит стабилизация «я» ребенка. Значительно расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и других (чужих) взрослых. В это время начинает формироваться первичная рефлексия — способность воспринимать собственные чувства. У детей среднего дошкольного возраста появляются осознанность собственных действий, повышенная
познавательная активность (возраст «почемучек») и интерес к другому ребенку, как к своему отражению. Ребенок чаще видит в другом отрицательные черты, происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого. К старшем дошкольному возрасту творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение — ведущей психической функцией. В общении происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой и личностной. Через общение к концу дошкольного возраста у ребенка формируется важнейшее новообразование — эмоциональная децентрация, умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка. Таким образом,очень важно, чтобы в сензитивный период развития эмоциональная активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения и психологического сопровождения. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает художественное образование. Реализация интеграции базового и художественно-эстетического образования для детей дошкольного возраста учитывает приоритетный характер подхода к обучению как здоровьесберегающему ресурсу, так как художественность, эстетичность — обязательный принцип здоровьесбережения. Работа с ребенком — процесс,требующий осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, отображенные на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Поэтому наша цель — помочь ребенку научиться владеть языком искусства как средством эмоционального развития, являющимся фундаментом, на котором реконструируется здание гармоничной личности.