Валентина Платонова
Работаем по ТРИЗ. Консультация «Системный оператор в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель ДОУ № 14 г. Мценск Платонова В. Г.
Объединить все подходы к рассмотрению системы можно с помощью «многоэкранной схемы талантливого мышления» – так Г. С. Альтшуллер назвал девятиэкранную таблицу, в которой одновременно отражается система, ее надсистема и подсистемы. Работая с этой таблицей, можно рассмотреть прошлое и будущее время, как системы, так и ее надсистемы и подсистемы. Эта таблица названа «системным оператором». И вот с помощью «Системного оператора» мы получаем девятиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.
Публикация «Работаем по ТРИЗ, Консультация „Системный оператор в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
«СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР»
АнтиС
ННС Ф
Прошлое С НадС Будущее системы
Ф
С
Ф
ПодС
Ф НеС
Условные обозначения:
Ф – функция
С – система
ННС – над… надсистема
ППС – под… подсистема
Для детей младшего возраста системный оператор называют «волшебным телевизором». А старших детей знакомят с его настоящим названием.
Порядок рассмотрения экранов оператора может быть таким.
5 2 8
4 1 7
6 3 9
Этот порядок дает наиболее полное описание системных характеристик, прошлого и будущего.
Помните, я вам на прошлом занятии при ознакомлении с системным подходом приводила пример с электроплитой.
Давайте нарисуем таблицу, состоящую из 9 квадратов. В центральном окошке поместим электроплиту. (Напишите, «электроплита»).
Ниже под системой «электроплита» находится подсистема. В этот квадрат мы «сложим» все детали, составляющие систему. Это будут?. Пишите в нижнем среднем квадрате все подсистемные признаки.
Выше, на «полке» над системой расположилась надсистема, то есть место, откуда пришла эта плита к вам в дом.
Налево от системы находится ее прошлое, направо – будущее. Какой была в прошлом электроплита? А вот какой она стала в будущем? У прошлого и будущего также имеется над – и подсистема. Что там мы с вами запишем?
Надсистема строится не только по функции, но и структурно. Ведь электроплита является частью кухни, склада, магазина и т. д. А что в прошлом было надсистемой нашей прошлой плиты? (Если это был костер, то пещера). А что мы с вами запишем в надсистеме будущего плиты?
Итак, все девять экранов заполнены и получили картину, называемую в ТРИЗ девятиэкранной схемой.
Системный оператор :
• позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;
• позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;
• эта схема талантливого мышления, позволяющая видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему;
• системный оператор – одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.
Мы можем не рассматривать все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.
Если мы рассматриваем систему с точки зрения выполнения ее функций, определяем, что она делает, выделяем главные, дополнительные и вредные функции, то удобнее рассматривать их с точки зрения надсистемы, то есть, отталкиваясь от экранов 5,2,8.
При рассмотрении с детьми экранов в той последовательности, которая представлена вам на рисунке, можно избежать ошибок при заполнении экранов.
В младших же группах рассматриваем подсистемные признаки, сразу же после называния системы, а потом уже определяем в какую надсистему она входит (1,3,2).
В старших группах лучше соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, в какой надсистеме она рассматривается.
Например, если рассмотреть игрушечную машинку с точки зрения ребенка (а, папы (б, мамы (в, то может получиться:
1. игрушечная машинка
2. магазин
3. (а) колеса, мотор
3. (б) цена, прочность
3. (в) яркость, бесшумность.
Если мы возьмемся описывать систему – игрушечная машинка, используя весь системный оператор, то он будет выглядеть так : (описываем с точки зрения ребенка).
1. игрушечная машинка
2. магазин
3. корпус, колеса, мотор, окна
Подсистемные признаки можно рассматривать все сразу, если это вам необходимо для занятия. Например, на рисовании, лепке, конструировании, при составлении описательных рассказов, при рассматривании и фиксировании на «системном операторе» картин.
Рассуждаем дальше, отталкиваясь от самой машины – игрушки, т. е. от экрана 1 – чем она была раньше? Это мог бы быть эскиз машины-игрушки, и тогда надсистемой – 5 – было бы конструкторское бюро на игрушечной фабрике, а подсистемы - 6 – нарисованные части машины.
Но дети могут сделать большой шаг в прошлое, это зависит от желания детей, от возраста и от их знаний. Например, они (или воспитатель) могут предложить рассмотреть игрушечную машинку, какой она была раньше. Тогда в надсистеме – 5 – тоже может быть магазин, но если его описать, он может существенно отличаться от нашего. А в подсистеме – 6 – это будут детали той машины: корпус, колеса, а вот мотора тогда не было.
Рассматриваем подсистему глубже, уточняя, что и колеса и корпус в то время делали из дерева. Такие путешествия в прошлое показывают детям историю возникновения вещей, которые их окружают, позволяют им дать понятие, что вещи не всегда были такими, их непрерывно улучшали все время, и чаще всего оставалось название, а сама система изменялась неузнаваемо. Это уже генетический подход, но наибольший эффект познания и понятия окружающего мира он дает, если соединить его с компонентным, и параллельно рассматривать системы и подсистемы в разные временные отрезки.
Дальше можно помечтать с детьми, а какой бы они хотели увидеть машину в будущем. Опять сначала отталкиваемся от самой системы – 1, переходим к экрану – 7 – будущему, думаем, каким может быть в то время магазин, а может быть его тогда уже не будет, но где же все-таки будут продавать машинки? Или магазин игрушек есть, но совсем другой, не похожий на наш. Какой магазин хотели бы видеть в будущем наши дети? Теперь можно вернуться к машинке и поговорить из чего теперь у нее будут части? Что новое прибавится в ней?
Но чтобы научить детей владению системным оператором, можно поэтапно, фрагментарно на занятиях по любой теме вставлять элементы системного подхода к предмету изучения. Постепенно от занятия к занятию, соединяя разные подходы, можно провести и все занятие, цикл занятий. Что может быть надсистемой выбранной системы? Частью чего она является? Из каких частей состоит выбранная система? Какой раньше была данная система? Что являлось ее надсистемой? (Или частью чего она являлась). Какие элементы, части входили в эту систему? Что будет с данной системой дальше, в будущем и т. д.
Очень часто при заполнении экранов делаются ошибки по размещению подсистемных признаков из разных временных этапов.
Вертикально экраны заполняются на любом уровне для одного и того же отрезка времени. Если дерево (1) без листьев и лес (2) засыпан снегом, то в нижнем экране (3) можно поместить подсистемные элементы с признаками состояния, что и в надсистеме.
Для старших детей, уже хорошо владеющих системным оператором, можно сместить системный уровень и рассмотреть, например, то же дерево, поместив его в подсистему. Что будет в системе? В надсистеме? Если дети сомневаются, помогайте им, приводите разъяснения. Подсистемные экраны ближайших уровней системы дети заполняют довольно легко, с надсистемой им справиться намного сложнее.
Следующий вариант заполнения системного оператора заключается в том, что для уже знакомой системы смещается кратность временных отрезков. Систему «дерево» дети рассматривали во временах года. Здесь представлена кратность – год. Рассмотрите объект в кратности жизни системы : «юность - зрелость - старость» или «рождение – жизнь - смерть». Здесь без системных переходов не обойтись. Например, «смерть» для дерева может быть естественной, засохло, или люди спилили дерево и сделали из него мебель, а это уже новая система, новая жизнь в новом качестве. Поэтому рассматривайте простые объекты, жизненный цикл которых происходит на глазах ребенка.
Можно поиграть с детьми в сторону уменьшения кратности. Например, весна. Как выглядит дерево в марте, апреле, мае. Рассмотрите, как выглядит дерево и его над - и подсистемы в эти месяцы, какие процессы протекают в нем и в окружающей природе. А можно еще уменьшить кратность и т. д.
Путешествовать можно не только во времени, но и в пространстве. Для этого постепенно снижайте уровень системы, поэтапно размещая на экране «система», например, для дерева: ветка, почка или листик.
Аналогично можно путешествовать и в надсистему.
Переходить с одного экрана на другой необходимо не только ради их заполнения и увеличения объема знаний. Необходимо при построении схем раскрывать связи между экранами, находить, что хорошего в найденном состоянии, какие возникают противоречия и как из них выходить, какие выходы из них находит природа, человек.
Как знакомить детей с расположением экранов?
Лучше всего начинать рассматривать любой объект компонентным подходом, но уже рисуя перед детьми экранчики :
2
1
3
Рассматривая любой предмет, вы уже символами или картинками обозначаете эти экраны, пока никак не называя их, но, говоря, что это «оно», а это «его» части, а здесь «он» находится, или всегда бывает.
Здесь не обязательно соблюдать последовательность. Ваша главная задача на этом этапе, чтобы дети поняли расположение экранов: в середине – предмет, внизу – его части, вверху – то, где он бывает или частью чего является.
Термины малышам не обязательно называть, вы их должны знать. Но постепенно к старшей группе дети их запомнят если вы их будете употреблять в разговоре.
Как можно сделать системный оператор?
Вариантов несколько:
• системный оператор рисуется на доске в виде квадратов;
• системный оператор готовится заранее в виде наборного полотна;
• системный оператор заранее рисуется на листе ватмана;
• системный оператор «рисуется» на полу или на столе.
В первом и третьем варианте удобно, когда все экраны большие, дети могут разместить, нарисовать все необходимое и крупных размеров.
Системный оператор можно использовать и для получения сказочных, нереальных ситуаций или предметов.
Об этом мы поговорим, изучая тему «Метод снежного кома».
ЛИТЕРАТУРА
1. «Методы активизации мышления дошкольников» А. М. Страунинг, Обнинск, 1998 г.
2. «Поваренная книга воспитателя» М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман, В. В. Вдовина, Таймырский ИУУ, г. Норильск
3. «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии» А. И. Никашин, А. М. Страунинг, Ростов-на-Дону, 1991 г.