Ольга Носова
Специфика работы в разновозрастной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Сейчас в некоторых детских садах встречаются разновозрастные группы. Нередко родители, которые сами посещали одновозрастные группы, настороженно относятся к разновозрастным детским коллективам. Уже несколько лет я работаю воспитателем в разновозрастной группе. Единственного верного ответа на вопрос о том, какое устройство детского коллектива лучше, нет и у нас, воспитателей таких групп.
Темочки:
Под руководством чуткого педагога в одновозрастной группе дошколята, конечно, могут получить максимум и даже больше. В разновозрастной группе педагогу предстоит столкнуться с определенными трудностями, но всё же и преимуществ у таких групп множество.
По моим наблюдениям, с большим удовольствием в разновозрастную группу отдают детей родители малышей. Они рассчитывают, что ребенок в кругу старших детей будет быстрее развиваться. А вот родители старших детей, напротив, беспокоятся о том, что их дети начнут откатываться назад в развитии в обществе малышей. Но волноваться не о чем. Опыт показывает, что для старших детей взаимодействие с малышами полезно для развития бытовых навыков, интеллектуальных и речевых функций, а также таких качеств как отзывчивость, терпимость. Старшие дети помогают младшим выполнять какие-то задания, объясняя что-то младшим, и сами лучше понимают суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять. Читающие ребята с удовольствием читают малышам книги, при этом они учатся доставлять радость другим.
Кроме того, в разновозрастной группе легче проходит и адаптация к детскому саду. Малыш здесь не попадает в общество плачущих детей, где каждый хочет домой к маме, он видит спокойных старших детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он может стремиться, если другие дети что-то делают, то значит, и он сам может этому научиться. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов.
Разновозрастная группа – это живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей, своего рода семья. Такое пространство может стать очень благоприятным для развития личности ребёнка. Взаимоотношения детей в разновозрастной группе влияют на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит малышами, помогает им. Агрессивный ребёнок может научиться сдерживать себя, так как вокруг младшие дети. Ребенок, общаясь с детьми разного возраста, обращает внимание не только на свой внутренний мир, но и на других людей.
Воспитатель, работающий с разновозрастной группой, должен подумать об организации режима дня, построении предметно-развивающей среды, организации образовательной деятельности. Что же делать, если в одной группе находятся дети с разными потребностями, которые привыкли к разному распорядку дня, младшим детям требуется больше времени на еду и сон? В продумывании расписания, режима нужно соблюдать баланс. Младшим требуется больше времени на прием пищи, они первыми отправляются на обед. Младшим детям нужно больше времени на дневной сон, поэтому первыми мы будим старших.
Продумывая расписание, нужно определить главное в каждом занятии, его основную смысловую часть. Ориентируйтесь на это, мы определяем занятия, темы, на которых должны присутствовать все дети всех возрастов. В остальное время прибегаем к принципу вариативности, делим детей на подгруппы. В разновозрастной группе нужно учитывать возможности всех детей и на каждую отдельную форму деятельности выделять время.
Предметно-развивающая среда является важнейшим условием организации образовательной деятельности. В нашей группе она построена по центрам активности, каждый из которых содержит игрушки и материалы для всех возрастов (среднего, старшего и подготовительного к школе, с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных и личностных особенностей детей, их интересов, склонностей и способностей: имеются уголки для мальчиков и девочек, книги, материалы, игры и игрушки по интересам, разноуровневые карточки и задания.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании радостного настроения.
Разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. При этом главным остаётся ребёнок, с его потребностями и интересами.