Наталия Лякутина
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»
Работа с родителями
Консультация для родителей «Особенности
развития речи детей раннего возраста».
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В семье появляется малыш. Это радостное и долгожданное событие. Первые слова, первые шаги. Быстро пролетел год, ещё и вот родители на пороге выбора : в какой детский сад определить своего любимца? Как выбрать ясельную группу? Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша.
Родители знакомятся и беседуют с руководителем дошкольного учреждения, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания. И конечно не оставляют без внимания воспитательно-образовательный процесс. Особенно вызывает беспокойство родителей – «Как я привереду свою радость в детский сад, когда мой малыш не умеет выразить словами свои потребности, желания. Как воспитатели будут его понимать?» Если речь ребёнка не достаточно сформировалась.
Речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего детства. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей стараются убедить в том, что именно их роль в этом вопросе значима; часто все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
Двухлетний ребенок живет по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
В это время основной вид занятий малыша - предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш (лепит куличик, бросает мяч и т. д., имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает чувственный опыт. Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических задач. Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? С помощью речи ему сообщаются определенные зна-ния, передаются умения и навыки. В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни.
Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение - это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь.
У двухлетнего малыша начинается сензетивный период благоприятный для развития речи. И это время нельзя; упустить.
Особое внимание следует уделять расширению активного словаря и формированию первичных представлений об окружающем.
Детей раннего возраста необходимо упражнять в звукопроизношении. Например: «Лошадка», «У Ляли болят зубы», «Ослик», «Гости», слухового внимания и восприятия ( например: «Чей голос», «Угадай по голосу»)., развитию дыхания ( например: «Ветерок», «Снежинки», «Паровоз»). Длительность таких упражнений 3-6 минут. Родители с лёгкостью могут использовать эти упражнения с детьми дома.
Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства вырази-тельности, надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Иными словами, умение слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.
Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, в таких случаях родителям предлагаются упражнения с детьми на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. («Кто-то подошел к Мише, остановился за его стулом и говорит: «Поиграй со мной, Миша. Ква-ква-ква. Кто пришел поиграть с тобой, Миша?»)
Голосовой аппарат ребенка 3-го года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Начиная с этого возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Мама произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает малышу воспроизводить их в том же темпе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой-нибудь легкий предмет (султанчик); даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, ребёнок произносит «длинную» песенку: «Ууууу»). Следует обратить особое внимание на слитное произнесение ребенком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: «ау, уа, ио, аи». Дети должны учиться произносить их на одном выдохе, плавно переходя от звука к звуку.
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно. В этом возрасте рекомендуется родителям большое внимание уделять фольклору.
Коллектив детского сада совместно с родителями должны.
Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, ребёнок откликаться на вопросы и предложения взрослого инициативно высказываться, выражая свои желания чувства, мысли; сопровождает речью игровые действия, отношение к происходящему. Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов в, их действий и качеств. Обогащать словарь названиями -растений, предметов питания, одежды, мебели, животных и их детенышей, игрушек, деталей В играх учить детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
Содействовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению слов, согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, употреблению, глаголов совершенного и несовершенного вида.
Упражнять в правильном произношении гласны простых согласных звуков. Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе