Анна Николаева
Работа по взаимодействию ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по взаимодействию ДОУ и семьи
1 слайд
Приветствие: Добрый день уважаемая комиссия, сегодня вашему внимаю, я хочу представить свою работу по теме….
Тема исследования: Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме адаптации
Детский сад-новый период в жизни ребенка. С поступлением в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это определенный режим дня, отсутствие родителей в течении 8 и более часов, новое помещение,определенные требования к поведению, непосредственный контакт со сверстниками и совершенно другой стиль общения.
2 слайд
Публикация «Работа по взаимодействию ДОУ и семьи» размещена в разделах
Проблемой адаптации занимались многие психологи и педагоги. Такие как Лев Семенович Выгодский, Лидия Ильинична Божович, Даниил Борисович Эльконин и многие другие.
3 Слайд
Таким образом,объектом нашего исследования является сам процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
А предметом исследования стали особенности взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме адаптации дошкольников
4 слайд
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что успешной адаптация детей будет лишь в том случае, если она будет построена на основе тщательного изучения возможностей взаимодействия ДОУ и семьи по этой проблеме.
5 слайд
Целью моего исследования является : изучение и анализ специфики взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
6 слайд
Задачи для решения этой цели представлены на слайде:
1. изучение и анализ научной и методической литературы
2. изучить степень проблемы
3. проанализировать механизмы. условия и факторы которые влияют на адаптацию детей
4. разработать систему взаимодействия ДОУ и семьи
5. и наконец провести опытно- экспериментальную работу по проблеме адаптации
7 слайд
В своих исследованиях я использовала такие методы как: анкетирование, наблюдение и анализ психолого-педагогической литературы
8 слайд
В начале работы нужно было определить, что же такое адаптация
Адаптация это способность организма приспосабливаться к различным условиям среды, и успешным образом взаимодействовать с ней.
9 слайд
Выделяют 3 степени адаптации:
1. легкую (до 5-10 дней)
2. среднюю (до 3-х недель)
3. тяжелую (до 5-ти недель и более)
Так же Адаптационный процесс проходит несколько фаз;
1. острую фазу (разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе).
2. подострую фазу (адекватное поведение ребенка)
3. и фазу компенсации (убыстрение
темпа развития.)
10 слайд
Динамика адаптационного периода имеет следующую
Последовательность:
Первой возникает стадия тревоги, за ней стадия сопротивляемости и в завершении наступает стадия стабильности или истощения.
11 слайд
Причинами успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения ДОУ:
В первую очередь это опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми,
Его навыки самообслуживания
И конечно же особенности воспитания в семье
12 слайд
А показателями окончания периода адаптации у детей являяется:
Глубокий сон,
хороший аппетит,
нормальное эмоциональное состояние,
желание общаться с другими детьми,
спокойное взаимодействие с воспитателем.
13 слайд
Какие же средства могут способствовать быстрой адаптации ребенка к условиям ДОУ
1. сформированные навыки самообслуживания
2. умение самостоятельно играть
3. культурно-гигиенические навыки
4. сформированный навык общения с детьми и воспитателем
14 слайд
Свою экспериментальную работу я проводила в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении МБДОУ №99 в городе Нижний Новгород
В нем приняли участия 10 детей в возрасте от 1 до 2 и непосредственно их родители.
15,16,17 слайды
Опытно –экспериметальная работа моего иследования включает в себя: констатирующий эксперимент по выявлению у детей раннего возраста уровня адаптации к ДОУ
1 этап заключается в выявлении уровня адаптации детей к детскому саду по представлению родителей. Методика-анкетирование. Результаты его представлены в таблице и гистограмме.
По результатам анкетирования:
1. При анкетировании 60% родителей выбрали положительный вариант, то есть их дети готовы к посещению детского сада и более адаптированы к другим условиям
2. 19% родителей посчитали, что их дети в средней степени готовы к посещению детского сада
3. 21% родителей считают, что их дети плохо владеют умениями и навыками, необходимыми для посещения детского сада
18 слайд
Второй этап констатирующего эксперимента заключается в выявлении степени адаптации детей к ДОУ, используя метод педагогического наблюдения.
По общему количеству баллов диагностируемые дети были разделены на 3 группы.
1. дети с легкой степенью адаптации (от 13 до 15 баллов)
2. дети со средней степенью адаптации (от 9 до 12)
3. дети с тяжелой степенью адаптации (от 4 до 8)
80% детей- тяжелая степень адаптации к ДОУ, и 20% детей со средней степенью адаптации, при этом легкая степен не наблюдается ни у кого.
19,20 слайд
Результаты проведенных двух методик были проанализированы и была выявленна степень адаптации каждого ребенка. Более достоверными я считаю результаты методического наблюдения.
В ряде исследования, мною были выявлены ряд проблем, которые показали низкий уровень готовности детей к поступлению в детское учреждение – всего 20% детей со средней степенью готовности к ДОУ и 80%- с тяжелой формой готовности.
21 слайд
По итогам констатирующего эксперимента, были поставлены цель и задачи для формирования опытно-экспериментальной работы. Которые представлены на слайде
Опытно-экспериментальная работа моего исследования включает в себя формирующий эксперимент по формированию адаптации к ДОУ.
Цель: разработать направления работы с родителями по сокращению адаптационного периода.
Задачи:
1. Просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях психо- эмоционального состояния детей в период адаптации.
2. Осуществление дифференцированной помощи родителям с учетом уровня родительской мотивации.
3. Определение форм взаимодействия ДОУ с семьей по данному вопросу.
4. Разработать модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.
22 слайд
Существует модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.
Она начинается с
Знакомство с ДОУ
1. Буклет о деятельности ДОУ
2. Экскурсии по ДОУ
3. Наблюдение за играми, занятиями
детей в группе
4. День открытых дверей
Знакомство ДОУ с семьей
1. Оформление альбома - "Кто я?"
2. Сочинение на тему- "Мой ребенок"
3. Посещение семьи
Информационное:
Папки- передвижки
-«Адаптация"
-«Давайте познакомимся"
Памятки
Рекомендации
Затем: Семейная адаптационная группа
кратковременного пребывания (когда родитель может побыть с ребенком в группе пока он не привыкнет или не отвлечется)
потом Алгоритм постепенного вхождения в детский сад (увеличивается время прибывания ребенка в группе)
И Адаптационные занятия с детьми
23,24 слайд
Важнейшим средством является работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.
С учетом этого был разработан перспективный план работы с родителями на 3 месяца и план работы с детьми, с учетом разных видов деятельности для снижения стресового состояния и повышения коммуникативных навыков
Они оба представлены на слайдах.
Считаеться,что используя эту модель, здоровье, и эмоциональный фон ребенка становиться стабильнее, а значит адаптация к доу пройдет более успешна.
25,26,27 слайд
Опытно-экспериментаьная работа моего иследования включает в себя контрольный эксперимент по оценке эффективности системы работы по повышению уровня адаптации детей раннего возраста.
на 1 этапе исследования
Целью было выявить уровень адаптации детей к детскому саду по уже осознанному представлению родителей
используя Метод :анкетирование
Выводы по результатам анкетирования:
- при анкетировании 70%(60) родителей выбрали положительный вариант, то есть их дети готовы к посещению детского сада и более адаптированы к другим условиям;
- 20%(19) родителей посчитали, что их дети в средней степени готовы к посещению детского сада;
- 10% (21)родителей считают, что их дети плохо владеют умениями и навыками, необходимыми для посещения детского сада.
28,29,30 слайд
Во 2-м исследование
Была Цель : выявить степень адаптации детей к ДОУ.
а Методика: педагогическое наблюдение
Оценка диагностики детей по психологическим критериям
адаптации к ДОУ
По общему количеству баллов, диагностируемые дети были разделены на 3 группы:
1. дети с легкой степенью адаптации (от 13 до 15 баллов)
2. дети со средней степенью адаптации (от 9 до 12 баллов)
3. дети с тяжёлой степенью адаптации (от 4 до 8 баллов)
И снова сопоставив две методики по диагностики детей раннего возраста к условиям ДОУ показала следующие результаты
50% всех диагностируемых детей имеют лёгкую степень адаптации по выделенным психологическим критериям, для этих детей привыкание к детскому саду проходит легко, они с удовольствием приходит в детский сад, общаются с детьми и взрослыми, участвуют в режимных процессах.
20% детей имеют среднюю степень адаптации к детскому саду, они тревожно реагируют на изменение привычной ситуации, участвует в деятельности по инициативе взрослого.
Для 30% детей смена привычной домашней обстановки проходит тяжело, им трудно привыкнуть к новым людям, к режиму детского сада, пассивны к играм, отрицательно относятся к общению со взрослыми.
Слайд 31
В конце своего выступления хочу сказать, что все проведенные мною иследования привели меня к тому что:
Мы стараемся, чтобы детский сад стал для ребенка местом, где ему уютно, хорошо и весело. Для этого создаем спокойную обстановку, ведем индивидуальную работу с детьми, проявляем доверие, любовь и
уважение, чтобы каждый из них знал: «меня в группе тоже любят и ждут».