валентина николаева
Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над чистотой интонирования
при разучивании русских народных потешек
Среди многих задач музыкального воспитания дошкольников есть такие, как формирование музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей и певческого голоса. Педагог и психолог А. В. Запорожец считал, что одна из причин недоразвития звуковысотного слуха у некоторой части детей заключается в особенностях усваиваемого ими языка.
Публикация «Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек» размещена в разделах
Психолог А. Н. Леонтьев выдвинул предположение, что дети, овладевающие тембральным языком (к их числу относится русский язык, могут отставать в формировании звуковысотного слуха, оставаться тонально глухими, не развитыми в музыкальном отношении. Косвенным доказательством являются опыты, проведённые с вьетнамскими студентами, говорящими на тональном языке. Оказалось, что среди них нет людей с неразвитым звуковысотным слухом, нет ни одного случая тональной глухоты. Эти факты говорят нам о том, что для музыкального слуха очень важна музыкальная среда, окружающая ребёнка. Кроме этого необходимо формировать определённые действия, которые помогут ребёнку отражать воспринимаемую действительность, а именно пение на одном из гласных звуков, например, у.
У детей дошкольного возраста голосообразующий аппарат сформирован не полностью, поэтому они ещё не могут воспроизводить звуковысотные отношения голосом. Очень часто педагоги используют движение руки в качестве одного из средств формирования звуковысотного слуха.
Большим подспорьем в развитии музыкального слуха и чистоты интонирования является использование нотной записи.
В вокальном кружке, который я веду в детском саду, собрались дети пяти-шести лет с разными музыкальными способностями и с разной мотивацией – одни любят петь, других записали родители (по каким-то своим причинам, хотя их детки не горят особым желанием посещать вокал). Большинство из них чисто не интонируют музыкальные звуки. Чтобы дети чисто пели, я решила осваивать русские народные потешки при помощи нотной грамоты и металлофона, и выработала определённый алгоритм разучивания попевок. Но сначала мы выучили названия нот, для этого мы пели гамму До-мажор, причём сверху вниз, так как дети лучше слышат звуки верхнего регистра и лучше их интонируют. Игрушечная лесенка и маленькая игрушечная собачка помогли наглядно продемонстрировать, как меняется звуковысотность в гамме. Через несколько занятий дети познакомились с нотами на нотном стане, где нотный стан – это домик, где живут нотки. Любой домик открывается ключом – дети познакомились, как выглядит скрипичный ключ, который используется для звуков среднего и высокого регистра. Нотки были выкрашены в цвета радуги: До – в красный цвет, Ре – в оранжевый и т. д. Теперь дети пели гамму До-мажор нотам. Дети заметили, что две ноты одного красного цвета и это До верхнее и До нижнее. Следующий этап - это освоение игры на металлофоне. На пластинках металлофона наклеены кружочки того же цвета, что и нотки. Перед тем, как начать петь сольфеджио, знакомлю детей с двумя ритмическими единицами: шаг – четверть (I) и бегать (П). Для закрепления этих ритмических единиц дети хлопают различные ритмические рисунки: 1) ПIПI ПIII 2) ППII ППII
3) IIПI ПППI. В начале ритмический рисунок дети воспроизводят ладошками, затем на шумовых музыкальных инструментах.
Наконец, приступаем к освоению нотной грамоты и пению по нотам, т. е. пению сольфеджио. Дети знакомятся с новым для них словом.
Первой попевкой является «Андрей-воробей», которую поём на звуке Соль или любая другая попевка, исполняемая на одном звуке: «Небо синее», «Барашеньки-крутороженьки». Я считаю, что начинать петь на одном звуке в подгруппе детей, лучше всего со звука Соль, т. к. например, звук Ля у многих детей является переходным в высокий регистр.
Сначала мы читаем ритмический рисунок попевки при помощи двух ритмических единиц – «шаг», «бегать», затем дети сами находят на цветном звукоряде нотку Соль. Они достаточно долго пели звукоряд До-мажор и, поэтому уже знают последовательность нот и смогут её назвать. Выясняем, что эта нотка голубого цвета, затем читаем в ритмическом рисунке с названием звука, после настраиваемся и поём сольфеджио. Так как попевку «Андрей-воробей» мы пели уже давно, то теперь дети должны угадать её название. Я считаю, что первый шаг освоения музыкально-ритмической грамотности лучше начать со знакомой попевки, зато последующие можно начинать, как говорится, «с нуля».
Итак: 1. Устанавливаем на мольберте лист с цветными нотами, изучаемой попевки.
2. Хлопаем ритмический рисунок. Можно сразу использовать для этого шумовые инструменты.
3. Выяснияем на скольки звуках построена мелодия, и какие это ноты.
4. Читаем ноты в ритмическом рисунке.
5. Демонстрирую и настраиваю на звуки попевки, добиваюсь чистоты интонирования отдельно взятых звуков.
6. Поём попевку по нотам, добиваюсь чистого исполнения мелодии.
7. Берём металлофон, по цвету находим нужные пластины, поём сольфеджио и одновременно играем.
8. Показываю попевку со словами.
9. Проговариваем текст, затем поём мелодию со словами без игры на металлофоне.
10. Заключительный этап – это пение попевки со словами с одновременной игрой на металлофоне. Сразу скажу, что дети могут сразу не соорентироваться, потому как им легче сочетать названия нот с игрой на металлофоне чем пение текста.
Порядок изучения попевок у меня следующий:
1. «Андрей-воробей» - Соль
2. «Два кота» - Соль, Ми.
3. «Петушок» - Ля, Соль, Ми
4. «Кап-кап-кап» - Ля, Соль, Фа
5. «Заинька» - Соль, Ре, Ми
6. «Василёк» - от Фа
7. «Василёк» - от До второй октавы
8. «Как под горкой, под горой» - Соль, Ля, Си, До верхнее
Итогом изучения игры по нотам и пение сольфеджио может стать полноценная песенка, с которой дети могут выступить на празднике, открытом занятии или на каком-либо другом мероприятии, например: «Жили у бабуси», «Во поле берёзка стояла», «А я по лугу». Мои ребятки поют и играют песенку Р. Сальманова «Мой котёнок». Мне приходится изменить длительности – восьмые превращаются в четверти, а шестнадцатые нотки в восьмые. Дополнительная трудность в том, что эти восьмые (шестнадцатые) длительности поются на распев. Нотная грамота помогает уяснить то, что это два разных звука, которые поются на один слог.
Таким образом, начиная от звука Соль и расширяя диапазон вниз и вверх, дети начинают чисто интонировать звуки, внимательно к ним прислушиваться, учатся управлять своим голосом, то есть начинают чисто петь мелодию.