Приложение МААМ

Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек

валентина николаева
Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек
▼ Скачать + Заказать документы

Работа над чистотой интонирования

при разучивании русских народных потешек

Среди многих задач музыкального воспитания дошкольников есть такие, как формирование музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей и певческого голоса. Педагог и психолог А. В. Запорожец считал, что одна из причин недоразвития звуковысотного слуха у некоторой части детей заключается в особенностях усваиваемого ими языка.

Публикация «Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек» размещена в разделах

Психолог А. Н. Леонтьев выдвинул предположение, что дети, овладевающие тембральным языком (к их числу относится русский язык, могут отставать в формировании звуковысотного слуха, оставаться тонально глухими, не развитыми в музыкальном отношении. Косвенным доказательством являются опыты, проведённые с вьетнамскими студентами, говорящими на тональном языке. Оказалось, что среди них нет людей с неразвитым звуковысотным слухом, нет ни одного случая тональной глухоты. Эти факты говорят нам о том, что для музыкального слуха очень важна музыкальная среда, окружающая ребёнка. Кроме этого необходимо формировать определённые действия, которые помогут ребёнку отражать воспринимаемую действительность, а именно пение на одном из гласных звуков, например, у.

У детей дошкольного возраста голосообразующий аппарат сформирован не полностью, поэтому они ещё не могут воспроизводить звуковысотные отношения голосом. Очень часто педагоги используют движение руки в качестве одного из средств формирования звуковысотного слуха.

Большим подспорьем в развитии музыкального слуха и чистоты интонирования является использование нотной записи.

В вокальном кружке, который я веду в детском саду, собрались дети пяти-шести лет с разными музыкальными способностями и с разной мотивацией – одни любят петь, других записали родители (по каким-то своим причинам, хотя их детки не горят особым желанием посещать вокал). Большинство из них чисто не интонируют музыкальные звуки. Чтобы дети чисто пели, я решила осваивать русские народные потешки при помощи нотной грамоты и металлофона, и выработала определённый алгоритм разучивания попевок. Но сначала мы выучили названия нот, для этого мы пели гамму До-мажор, причём сверху вниз, так как дети лучше слышат звуки верхнего регистра и лучше их интонируют. Игрушечная лесенка и маленькая игрушечная собачка помогли наглядно продемонстрировать, как меняется звуковысотность в гамме. Через несколько занятий дети познакомились с нотами на нотном стане, где нотный стан – это домик, где живут нотки. Любой домик открывается ключом – дети познакомились, как выглядит скрипичный ключ, который используется для звуков среднего и высокого регистра. Нотки были выкрашены в цвета радуги: До – в красный цвет, Ре – в оранжевый и т. д. Теперь дети пели гамму До-мажор нотам. Дети заметили, что две ноты одного красного цвета и это До верхнее и До нижнее. Следующий этап - это освоение игры на металлофоне. На пластинках металлофона наклеены кружочки того же цвета, что и нотки. Перед тем, как начать петь сольфеджио, знакомлю детей с двумя ритмическими единицами: шаг – четверть (I) и бегать (П). Для закрепления этих ритмических единиц дети хлопают различные ритмические рисунки: 1) ПIПI ПIII 2) ППII ППII

3) IIПI ПППI. В начале ритмический рисунок дети воспроизводят ладошками, затем на шумовых музыкальных инструментах.

Наконец, приступаем к освоению нотной грамоты и пению по нотам, т. е. пению сольфеджио. Дети знакомятся с новым для них словом.

Первой попевкой является «Андрей-воробей», которую поём на звуке Соль или любая другая попевка, исполняемая на одном звуке: «Небо синее», «Барашеньки-крутороженьки». Я считаю, что начинать петь на одном звуке в подгруппе детей, лучше всего со звука Соль, т. к. например, звук Ля у многих детей является переходным в высокий регистр.

Сначала мы читаем ритмический рисунок попевки при помощи двух ритмических единиц – «шаг», «бегать», затем дети сами находят на цветном звукоряде нотку Соль. Они достаточно долго пели звукоряд До-мажор и, поэтому уже знают последовательность нот и смогут её назвать. Выясняем, что эта нотка голубого цвета, затем читаем в ритмическом рисунке с названием звука, после настраиваемся и поём сольфеджио. Так как попевку «Андрей-воробей» мы пели уже давно, то теперь дети должны угадать её название. Я считаю, что первый шаг освоения музыкально-ритмической грамотности лучше начать со знакомой попевки, зато последующие можно начинать, как говорится, «с нуля».

Итак: 1. Устанавливаем на мольберте лист с цветными нотами, изучаемой попевки.

2. Хлопаем ритмический рисунок. Можно сразу использовать для этого шумовые инструменты.

3. Выяснияем на скольки звуках построена мелодия, и какие это ноты.

4. Читаем ноты в ритмическом рисунке.

5. Демонстрирую и настраиваю на звуки попевки, добиваюсь чистоты интонирования отдельно взятых звуков.

6. Поём попевку по нотам, добиваюсь чистого исполнения мелодии.

7. Берём металлофон, по цвету находим нужные пластины, поём сольфеджио и одновременно играем.

8. Показываю попевку со словами.

9. Проговариваем текст, затем поём мелодию со словами без игры на металлофоне.

10. Заключительный этап – это пение попевки со словами с одновременной игрой на металлофоне. Сразу скажу, что дети могут сразу не соорентироваться, потому как им легче сочетать названия нот с игрой на металлофоне чем пение текста.

Порядок изучения попевок у меня следующий:

1. «Андрей-воробей» - Соль

2. «Два кота» - Соль, Ми.

3. «Петушок» - Ля, Соль, Ми

4. «Кап-кап-кап» - Ля, Соль, Фа

5. «Заинька» - Соль, Ре, Ми

6. «Василёк» - от Фа

7. «Василёк» - от До второй октавы

8. «Как под горкой, под горой» - Соль, Ля, Си, До верхнее

Итогом изучения игры по нотам и пение сольфеджио может стать полноценная песенка, с которой дети могут выступить на празднике, открытом занятии или на каком-либо другом мероприятии, например: «Жили у бабуси», «Во поле берёзка стояла», «А я по лугу». Мои ребятки поют и играют песенку Р. Сальманова «Мой котёнок». Мне приходится изменить длительности – восьмые превращаются в четверти, а шестнадцатые нотки в восьмые. Дополнительная трудность в том, что эти восьмые (шестнадцатые) длительности поются на распев. Нотная грамота помогает уяснить то, что это два разных звука, которые поются на один слог.

Таким образом, начиная от звука Соль и расширяя диапазон вниз и вверх, дети начинают чисто интонировать звуки, внимательно к ним прислушиваться, учатся управлять своим голосом, то есть начинают чисто петь мелодию.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Праздник русских народных игрПраздник русских народных игр Праздник наш не простой, а народный, игровой! А разве такой бывает? Да ещё как бывает! В народные игры любили играть ещё наши бабушки.

Картотека русских народных игр для дошкольниковКартотека русских народных игр для дошкольников Картотека русских народных игр для дошкольников. Так же как сказки, прибаутки и поговорки, русские игры были придуманы самим народом. Народные.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный мишурой, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных кубанских игрКартотека русских народных кубанских игр Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию подборку народных кубанских казачьих игр. Эти игры я использую в своей работе при проведении.

Лэпбук о русских народных куклах-закрутках «Ниточка из прошлого»Лэпбук о русских народных куклах-закрутках «Ниточка из прошлого» Добрый день, уважаемые коллеги! В нашей группе уже давно функционирует мини-музей русской народной куклы закрутки, о котором я рассказывала.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек
Опубликовано: 6 января 2022 в 14:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек» (включая файлы) размещена пользователем валентина николаева (УИ 386331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД