Дарья Шевлягина
Работа на первую категорию
▼ Скачать + Заказать документы
1 часть
Приложение к заявлению
Шевлягина
(фамилия)
Дарья
(имя)
Викторовна
(отчество – при наличии)
Воспитатель
(должность)
МБДОУ детский сад «Егорка»
название образовательного учреждения)
Новосибирская обл., р. п. Кольцово
(муниципальный район, городской округ)
Тема (направление) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или проблема/тема профессионального проекта) :
«Кодирование и декодирование информации – как приём формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Публикация «Работа на первую категорию» размещена в разделах
Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой) :
Сформировать у дошкольников навык применения приёмов кодирования и декодирования для оптимизации формирования элементарных математических представлений.
Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта, обеспечивающие достижение цели:
1. Познакомить детей с различными способами представления информации;
2. Формирование навыков использования заместителей вместо реальных предметов и ориентироваться на знаки и символы.
3. Сформировать умение кодировать и декодировать информацию;
4. Сформировать умение использовать навык кодирования в разных видах деятельности.
5. Развить внимание, память, вариативное мышление, наблюдательность и исследовательские качества;
6. Развить различные анализаторы (двигательные, слуховые, зрительные);
1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса
1.1. Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта) : (Представить обоснование актуальности темы (направления)/ проблемы в соответствии поставленным целям и задачам и с учетом особенностей организации.)
Начав свою работу во второй младшей группе, я заметила, что некоторые дети с трудом воспринимают и запоминают учебный материал, рассеяны, не проявляют интерес к математике. Хотя, побеседовав с родителями, узнала, что многие умеют самостоятельно пользоваться сотовым телефоном, планшетом, компьютером. Я наблюдала что, детям приходится ежедневно сталкиваться с огромным количеством информации. А когда наши дети пойдут в школу, то объем информации, который детям нужно будет услышать и запоминать, значительно увеличится. Я задумалась, как сделать так, чтобы получаемая детьми информация становилась компактнее, удобнее, но в это же время не теряла своей значимости, глубины? Как делать информацию менее объемной, но такой же интересной и понятной для детей? Изучив педагогическую литературу и множество интернет сайтов, я пришла к выводу, что помочь мне в формировании элементарных математических представлений у детей моей группы сможет прием кодирования и декодирования информации об объектах и их свойствах. Я поняла, что в наш век огромного объема информации просто необходимо учить наших детей работать с ней. И чем раньше – тем лучше.
В настоящее время формированию у дошкольников элементарных математических представлений отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин.
1. Обилием информации, которую получает ребенок.
2. Ранним интересом современных детей к компьютеру.
3. Растет желание родителей сделать процесс формирования математических представлений ребенка более интенсивным.
4. Родители стремятся, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Проблема математического образования находит отражение и в нормативно-правовых документах, на которые я опираюсь во время работы. Как известно, «Язык математики – это язык абстракции, логики и символа».
1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период: (Представить и обосновать выбор методических и учебных пособий, учебников, материально-технического и информационного обеспечения, соответствие образовательных программ и ресурсного обеспечения требованиям федерального образовательного стандарта дошкольного образования и других актуальных федеральных и региональных документов, представить ссылки на сайты образовательной организации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)
Одним из важных условий математического развития является создание в группе соответствующей развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Она обеспечивает не только совместную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного развития познания каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Вся предметно-развивающая среда в группе проектировалась мной в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении и основывалась на принципах построения предметного пространства:
- доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, пособия для воспитателя и документация – на верхних закрытых полках.
- системность: составлена картотека настольных, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, разминок; составлен список методической и художественной литературы;
- мобильность: в течение года игровые зоны периодически меняются местами, ширма, магнитная доска, детские столы и игрушки свободно передвигаются и переносятся во время игр на усмотрение и замысел детей. Пространство группы динамично.
- вариативность: наглядно-методический материал, многие пособия многофункциональны, в зависимости от возраста детей, решаемых целей и задач.
- эстетичность: наглядно-методические пособия, настольно-печатные игры, детская мебель, игрушки выполнены из ярких, современных материалов. Легко обрабатываются и красиво оформлены.
На протяжении трёх лет, я создавала в группе условия для того, чтобы дети сами хотели играть в математические игры, ведь основой познавательного развития является игровая деятельность. В процессе проектирования развивающей среды опиралась на требования ФГОС к условиям реализации программы и создавала такую предметно-развивающую среду, которая способствовала бы формированию математических представлений у детей во всех видах деятельности. При этом учитывала особенности развития детей:
- возрастные и гендерные особенности;
- индивидуальные социально-психологические особенности;
- особенности эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей;
- возможности для уединения;
-а также реализацию математической программы.
Для эффективной организации получения детьми математических знаний мною был организован математический уголок «Умники и умницы».
Уголок математики я наполнила материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через разные виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
В уголке «Умники и умницы» широко представлены:
1. Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств, в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2. Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др. ; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т. д.
3. Занимательный материал математического содержания:
- задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др. ;
- математические загадки;
- математические считалки;
- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки.
Во второй младшей группе, основным содержанием уголка были дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. Например:
Дидактические игры по подбору предметов по цвету, величине (большие, средние, маленькие, 2-3 цветов);
Пирамидка из уменьшающихся по размеру колец, которую дети собирали, чередуя в определенной заданной схемой последовательностью (2-3 цвета);
Комплекс разнообразных разрезных картинок (4-6 частей) разной степени сложности. В совместных дидактических играх я учила детей выполнять постепенно усложняющиеся правила соответственно индивидуальным возможностям;
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т. д.
Когда дети перешли в среднюю группу, я наполнила уголок дидактическими игрушками и настольными играми, развивающие у детей умения:
- ориентироваться в пространстве и времени;
- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
Также создала «Сенсорный центр»», который наполнила предметами и материалами, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.
Дидактические игры:
-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
-игры для освоения величинных, числовых, пространственно – временных отношений («Составь такой же узор»);
-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т. д. в соответствии с возрастными задачами.
В старшей группе в уголке появились трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;
дидактические игры, развивающие умения:
- создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
- понимать отношение рядом стоящих чисел;
- устанавливать последовательность различных событий.
Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»);
- Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.
-часы-конструктор, весы;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича.
В подготовительной группе уголок превратился в центр с огромным содержанием дидактических игр, моделей, схем, тетрадей и пр., направленных на формирование:
умения ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т. д.);
умения работать с планом, схемой, маршрутом;
умения «читать» простейшую графическую информацию;
умения определять время по часам;
умения анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей;
умения называть числа в прямом и обратном порядке.
Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей(«Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
- игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т. п.
часы-конструктор, весы, лупа, рулетка;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Кроме того в центре находятся учебно-методические пособия, модели, которые я использую в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги).
Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками: «Собери картинку», «Учимся считать», «Собери бусы»», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», сенсорные книжки, сенсорные коврики, и др.
Сюда же поместила подборки ребусов, печатные тетради с заданиями, художественную литературу с математическими сказками, загадками.
Так же есть полочка для экспериментирования. Особое внимание дети уделяют условным меркам, измерительным приборам (весам, часам).
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников я использую магнитные доски, счетные палочки, бросовый материал.
Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие картинки с изображением цифр, геометрических форм, цепочки из цветных крышечек.
Игровой материал, книги и рабочие тетради в расположены на полочках, в шкафах так, что бы они были доступны детям и периодически обновляются.
Рядом расположила центр моделирования и конструирования, в котором находится более 10 видов различных конструкторов и комплекс схем и моделей для самостоятельной деятельности. Для развития сенсорного и интеллектуального развития я разместила в центре конструктор лего. Легоконструирование объединяет элементы игры с экспериментированием, совершенствуется восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы – анализ, классификация.
Мною создана видеотека мультфильмов с математическим содержанием. Существует очень много мультфильмов, которые делают освоение математики в дошкольном возрасте более красочным и интересным. («Лунтик. Математика для малышей», «Учимся складывать числа», «38 попугаев», «Удивительная стройка. Учимся считать»). Мои дети любят их и часто просят включить для просмотра.
В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников я привлекала и родителей. Некоторые пособия были изготовлены ими вместе с детьми.
Материалы и оборудование математического центра я использую при организации:
• образовательной деятельности (индивидуальные и подгрупповые занятия);
• самостоятельной деятельности детей;
• совместной деятельности;
• математических развлечений, КВН;
• при отгадывании загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
• при чтении математических сказок и др.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов в образовательном учреждении. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.
5. Смирнова Е. О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание. - №4, 2010 г.
6. Колесникова Е. В. «Я считаю до 10». Математика для детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014. .
7. Колесникова Е. В. «Я считаю до 20». Математика для детей 6-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
8. 4. А. З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»
9. Г. А. Тетерина «Современные технологии обучения и воспитания, как средство повышения качества предшкольной подготовки в ДОУ».
10. Е. Б. Семенова «Современные технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста».
11. А. Михайлова «Математика от трех до семи».
12. Е. А. Козинцева, И. В. Помиранцева, Г. А. Терпак «Формирование математических представлений в старшей группе».
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. «Игралочка»
13. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. – М. : Мозаика-Синтез, 2006
14. Белошистая А. В. Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001 - № 1; № 2.
15. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. - № 1, №2. Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. - №10.
16. Воскобович В. В., Харько Т. Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
17.
18. Стожарова М. Ю. Математика – учимся играя/ М. Ю. Стожарова. – Ростов/ Д: Феникс, 2008. – 203с.
19. Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
20. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г
21. Развивающие занятия с детьми 6-7лет (под редакцией Л. А. Парамоновой).
22. Т. А. Куценко, Т. Ю. Медянова «365 веселых игр для дошколят».
23. Носова Е. А., Столяр А. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб. : Детство – Пресс, 2008.
24. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб. :Детство-Пресс, 2004.
25. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. М. : Сфера, 2008
26. https://www.smartytoys.ru/- Интернет-магазин развивающих игр и игрушек для детей.
27. https://www.wosoft.ru/load/139 - развивающие программы для детей.