Ольга Кузнецова
Рабочая тетрадь «Занимательная логика» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей старшего дошкольного возраста
Улан-Удэ
2016 г.
Введение
Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Ребёнок начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Публикация «Рабочая тетрадь „Занимательная логика“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л. А. Венгер, А. А. Столяра, Л. Ф. Тихомировой, Б. И. Никитина, З. А. Михайловой, Е. В. Колесниковой. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять, измерять, но и рассуждать. Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Мыслительные операции разнообразны. Это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Ребенок анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Известно, что ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторыми чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и прочим. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагогов в этом направлении. На основе наглядно – действенной формы мышления начинается складываться наглядно – образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Ведущая педагогическая идея: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев.
Задание 1
На что это похоже?
Это задание поможет составить впечатление о развитости пространственного воображения у ребёнка.
Текст для ребё нка: Художник начал рисовать картинки, но не закончил, помоги художнику. Дорисуй и раскрась.
Задание 2
Группы предметов
Это задание так же, как и предыдущее, поможет составить впечатление о развитости пространственного воображения у ребёнка. Ребёнок должен внимательно рассмотреть карточку и выявить закономерности изображения и расположения предметов на картинках. В соответствии с проведённым анализом ребёнок должен дорисовать картинку (здесь не оцениваются художественные особенности ребёнка, главное понять, что хотел нарисовать художник).
Текст для ребё нка:Художник не дорисовал по одной картинке на каждой карточке. Как ты думаешь, что должно быть нарисовано в каждой пустой рамке? Помоги художнику, дорисуй картинку на пустом месте.
Задание 3
Небылицы или правда?
Прочитайте вопросы. Задайте их ребёнку. Некоторые из вопросов нелепые. Хорошо, если ребёнок рассмеётся, представив себе то, чего не бывает. Задавать подобные вопросы лучше тогда, когда ребёнок не ждёт их, он не сосредоточен: на прогулке, по дороге из детского сада.
Текст для ребё нка:Я буду сейчас задавать тебе сложные – сложные вопросы. Будь внимателен. Старайся отвечать быстро.
Подарки растут на деревьях?
Лимоны бывают сладкими?
Может вырасти квадратное яблоко?
Корабль плывёт по земле?
Летом можно лепить снеговика? Самолёт идёт по рельсам?
Капуста купается в речке?
Бабушка умеет варить кашу?
У медведя большие крылья?
На столе стоят сапоги?
Задание 4
Найди пару
Ребёнок в возрасте 5-6 лет уже довольно легко находит главный признак в знакомых ему предметах, свободно объединяет предметы в группы на основе выделения главного признака. Нарисованные предметы ребёнок должен разбить на пары, выделяя главный признак.
Текст для ребё нка:Разбей предметы, нарисованные на картинках, на пары так, чтобы они обладали общими свойствами или одинаковыми назначениями. Парные предметы соедини линиями.
Задание 5
Лишнее слово
Ребёнок должен на слух определить лишнее слово из группы произнесённых взрослым.
Текст для ребё нка:Я сейчас скажу несколько слов, одно из них – лишнее. Скажи мне, какое.
1. Самолёт, поезд, трамвай, улитка, вертолёт.
2. Яблоко, груша, лимон, камень, вишня.
3. Дождь, снег, град, озеро, роса.
4. Брюки, юбка, пальто, куртка, подушка.
Задание 6
Что следующее?
Ребёнок должен дорисовать предметы, соблюдая логическую последовательность.
Текст для ребё нка:Продолжи каждый ряд так, чтобы чередование фигур не нарушалось.
Задание 7
Влево или вправо?
Пространственные диктанты закрепляют способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Текст для ребё нка:Я буду говорить тебе, как надо продолжить рисунок, а ты его будешь дорисовывать. Если ты сделаешь всё правильно, у тебя получится картинка. Раскрась её.