Мария Гребнева
Рабочая программа «За здоровьем в детский сад»
▼ Скачать +Заказ
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка.
Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.
Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Публикация «Рабочая программа „За здоровьем в детский сад“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.
Большую часть дня воспитанники проводят в стенах детского сада. Поэтому важно, чтобы всё то, что формирует эту среду, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям детей. А этому может способствовать только воспитатель, думающий о здоровье конкретного ребёнка.
Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы обучения правилам здорового образа жизни. Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ.
Цель: Сформировать у детей мотивы и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Для достижения цели я перед собой поставила следующие задачи:
формировать у детей навыки ухода за телом;
вырабатывать стойкую привычку к культурно-гигиеническим навыкам;
сохранять и укреплять здоровье детей;
развивать внимание, сосредоточенность, самостоятельность дошкольников;
учить обращаться с опасными для здоровья предметами.
Принципы и подходы к формированию программы :
Занятия организую согласно педагогическим принципам, по своему содержанию они соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям воспитанников. Учебный материал распределен с учетом чередования физической и умственной нагрузки. Занятия в течение года обучения составляют единую систему, отвечает современным требованиям и новым технологиям. Включены в занятия нетрадиционные методы оздоровления : самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию.
Часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что рекомендации по формированию ЗОЖ преподносятся в категорической форме или сами взрослые редко придерживаются указанных правил повседневной жизни. Поэтому в работе с детьми важно соблюдать заповедь, сформулированную К. С. Станиславский: «Трудное надо сделать привычным, а привычное легким и приятным». Занятий строятся по стандартной схеме, они содержат подготовительную, основную и заключительную части.
Организация и проведение НОД строится с учетом следующих положений:
- включение в содержание занятий информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;
- создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья» которое влияет на формирование его мировоззрения;
- создание оптимальных гигиенических условий на занятиях.
1.2. Планируемые результаты освоения программы :
После освоения рабочей программы дети готовы и способны:
• применять практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму;
• быть самостоятельными и замечать недочёты в своей внешности и внешности сверстников и быстро устранять их;
• узнавать новые факты о роли режима дня, полноценного сна и правильном питании для человека, а также о роли витаминов для человека;
• задавать интересующие их вопросы воспитателю;
• умеют обращаться с опасными для здоровья предметами;
• с удовольствием заниматься физкультурой и участвовать во всех мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предлагаемых взрослыми (воспитателями и родителями).
Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Календарно – тематический план:
(все занятия условно разделены на 5 разделов)
Месяц Тема События, мероприятия Взаимодействие с родителями
СЕНТЯБРЬ «Я – человек» 1. Беседа «Я – человек. Мы все такие разные, но всё равно похожи друг на друга». 1. Анкетирование родителей по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье».
2. Консультация «Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ».
3. Мастер – класс «Применение здоровьесберегающих технологий в семье».
4. Беседа – обсуждение «Федеральный государственный образовательный стандарт в дошкольном образовании».
5. Оформление вместе с родителями и детьми стенгазеты «Как я провёл лето!»
«Физкульт – ура!» 2. Музыкально спортивное развлечение «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».
«Наш день» 3. Игра – ситуация «Соблюдай режим дня».
«Опасность» 4. Беседа «Будь осторожен дома!»
«Мойдодыр»
5. «Наши верные друзья» Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту».
ОКТЯБРЬ «Я – человек» 1. Обсуждение «Моё имя». 1. Родительское собрание «Здоровье ребёнка в наших руках».
2. Подготовка совместно с педагогами детского театрализованного представления «Какой гриб лучше».
3. Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «Здоровый образ жизни».
4. Домашнее задание: побеседовать с ребёнком дома на тему «Что такое Чистота».
«Физкульт – ура!» 2. Беседа «Как вырасти здоровым». Разучивание пальчиковой игры «Соки».
«Наш день»
3. Сюжетная игра в кукольном уголке «Зачем соблюдать режим дня?»
«Опасность» 4. Игра – ситуация «Спички-невелички». Чтение стихотворения Леонида Курча «Спички – невелички».
5. Театрализованное представление «Какой гриб лучше». Рассматривание картин «Грибное царство».
«Мойдодыр»
6. Рассматривание и обсуждение плаката «Чистота – залог здоровья». Дидактическая игра «Что было бы, если …».
НОЯБРЬ
«Я – человек»
1. Беседа «Зачем мне нужны ручки». Чтение худ. литературы А. Волков «Азбука здоровья». 1. Оформить стенд об организации режима для детей.
2. Консультация «Представления детей о здоровье и здоровом образе жизни».
3. Подготовка совместно с педагогами и детьми плакатов к выставке «Мой любимый выходной».
4. Информационный стенд «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»
«Физкульт – ура!» 2. Спортивный конкурс «Мой
весёлый звонкий мяч».
«Наш день»
3. Разучивание комплекса утренней гимнастики «На зарядку становись!».
«Опасность» 4. Игра – путешествие со смешариками «Огонь – опасная игра». Разучивание отрывка стихотворения «Кошкин дом».
«Мойдодыр»
5. Беседа – обсуждение «Водные процедуры по утрам».
ДЕКАБРЬ
«Я – человек»
1. Беседа «Зачем мне нужны ножки». Чтение А. Волков «Азбука здоровья». 1. Индивидуальная беседа: «Как правильно научить ребенка одеваться и раздеваться?»
2. Консультация «Каким бывает отдых».
3. Предварительная работа с детьми по подготовке к занятию «Я живу в большом городе».
4. Папка – передвижка «Безопасность зимой».
5. Оформление фотоальбома «Отдыхаем всей семьёй».
«Физкульт-ура!» 2. Спортивный досуг на прогулке «Зимние игры и забавы».
«Наш день» 3. Самостоятельная деятельность детей по интересам «Мои увлекательные занятия».
«Опасность» 4. «В мире опасных предметов и приборов». Чтение «Осторожных сказок» Т. А. Шорыгиной.
«Мойдодыр»
5. «Умывание». Опыты и эксперименты со снегом. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».
ЯНВАРЬ
«Я – человек»
1. Беседа «Мои глазки». Чтение А. Волков «Азбука здоровья». Разучивание упражнений гимнастики для глаз.
1. Стенд о профилактике гриппа.
2. Консультация «Как научить детей правильно дышать!»
3. Постройка зимнего городка из снега на участке.
4. Предварительная работа с детьми по подготовке к занятию «Я – пешеход и пассажир».
5. Буклет для родителей «Детские глазки».
«Физкульт-ура!» 2. «Наша зарядка». Фольклорно – спортивный праздник «Мы здоровью скажем : Да!»
«Наш день» 3. Беседа «Грязные руки». Опыты и эксперименты с водой.
«Опасность» 4. Занятие «Я – пешеход и пассажир».
«Мойдодыр»
5.«Купание». Чтение художественной литературы В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»
ФЕВРАЛЬ «Я – человек»
1. Беседа «Мои волосы». 1. Информационный стенд о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка.
2. Консультация «Телевизор и компьютер – друзья или враги».
3. Практическое занятие «Я играю вместе с ребёнком. Игры, которые лечат».
4. Изготовление атрибутов к открытому мероприятию по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей «Помогаем зайке Пете».
«Физкульт-ура!» 2. «Давайте жить дружно!» Спортивное развлечение.
«Наш день» 3. Чтение худ литературы С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
«Опасность» 4. «Правила поведения на улицах города». Чтение С. Михалкова «Моя улица».
«Мойдодыр»
5. Открытое мероприятие по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей «Помогаем зайке Пете».
МАРТ
«Я – человек»
1. «Чтобы зубки были крепкими». Чтение сказки «Приход королевы Зубной щётки» 1. Беседа об удобной одежде у детей в группе и на улице.
2. Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребёнка».
3. Обмен опытом приготовления полезных для здоровья блюд «Вкусно, полезно, доступно».
4. Предварительная работа с детьми по подготовке к занятию «Здоровый образ жизни в большом городе».
5. Подготовка к кукольному представлению «Как природа помогает нам здоровыми быть».
«Физкульт-ура!» 2. Чтение сказки «О том, как мальчуган здоровье закалял». Беседа «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!».
«Наш день» 3. Игра – релаксация «Спать пора». Чтение стихотворения А. Бехтерева «Сон – волшебник».
«Опасность» 4. Игра – ситуация «Светофор».
«Мойдодыр»
5. Сюжетно – ролевая игра «Куклы обедают». «Правила поведения за столом».
6. Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровыми быть».
АПРЕЛЬ
«Я – человек»
1. Обсуждение «Моя внешность». 1. Памятка о пользе художественных и мультипликационных фильмов, чтении литературы в приобщении детей к здоровому образу жизни.
2. Папка-передвижка «Организация закаливания детей в домашних условиях».
3. Подготовка совместно с педагогами кукольного представления «Как Тимоша здоровье искал».
4. Подготовка совместно с педагогами и детьми плакатов для выставки «Здоровый образ жизни».
«Физкульт-ура!» 2. «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про мимозу».
«Наш день» 3. «Пришла весна – ребятишкам не до сна»
«Опасность» 4. «Будь внимательнее!»
«Мойдодыр»
5. «Чистота игровой комнаты»
6. Кукольное представление «Как Тимоша здоровье искал».
МАЙ
«Я – человек» 1. Беседа «Я и моё настроение». «День мыльных пузырей». 1. Оформление альбома «Правила поведения для малышей».
2. Консультация «Осторожно, лето!»
3. Подготовка совместно с педагогами и детьми презентации детского альбома «Здоровый образ жизни».
«Физкульт-ура!» 2. Спортивный досуг «Лето красное – для здоровья время прекрасное».
«Наш день» 3. «Баю – баюшки – баю». Сюжетно – ролевая игра «Укладываем дочку и сыночка спать».
«Опасность» 4. Игра – ситуация «Я - маленький пешеход». Чтение В. Семерин «Запрещается – разрешается».
«Мойдодыр»
5. «Что такое хорошо, что такое плохо». Рассматривание сюжетных картинок.
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы :
Для развития у детей уверенности в себе, самостоятельности и инициативности в работе используются такие способы:
• персональные выставки детей;
• похвала и обращение к у детям детей только по имени;
• возможность ребёнку высказаться первому;
• поощрение инициативы и творчества;
• за старания и аккуратность вручать детям наклейки, небольшие сюрпризы;
• организация конкурсов, досугов, где дети чувствуют себя раскованно и поэтому проявляют себя в полной мере;
2.3. Взаимодействие с родителями ведё тся при помощи:
Бесед;
Консультаций;
Подготовки к совместным мероприятиям с детьми;
Папок – передвижек;
Информационных стендов;
Родительских собраний, которые проводятся в форме обсуждений, мастер - классов и обмена опытом;
Использования ИКТ технологий и мультимедиа;
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Материально – техническое обеспечение программы :
Информационные стенды для родителей и детей «Здоровый образ жизни семьи»;
Развивающие дидактические игры;
Бассейн;
Массажные и корригирующие дорожки для хождения босиком;
Использование ИКТ технологий;
Спортивное оборудование спортзала детского сада;
Уголок движения в группе;
Палочки, шестигранные карандаши, массажные мячики для массажа пальцев и кистей рук, а также стоп ног;
Игры и игрушки для обыгрывания ситуаций и т. д.
3.2. Место реализации программы в режиме дня : во всех режимных моментах, в утренние часы во время беседы, на прогулке, во время занятий физкультурой и утренней гимнастикой, во время самостоятельной деятельности и совместной деятельности детей и взрослых (воспитателей и родителей, в выходные дни.
1НОД в месяц (2-ая неделя) – продолжительностью 15 минут.
Сроки реализации программы – 2 года (вторая младшая и средняя группы).
3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды:
Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка. Как показывает практика, дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций, игр-ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96с.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64с.
3. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 96с.