Сафронова
Рабочая программа вокальной студии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 общеразвивающего вида»
Рабочая программа
художественной направленности
вокальной студии «Капелька»
уровень освоения программы: ознакомительный
подготовительная группа 6-7 лет
срок реализации программы: 1 год
автор-составитель Сафронова Л. Ю.
музыкальный руководитель
р. п. Мишкино
2019
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ программы … 4
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка …. 5
1.2 Цель и задачи программы …. 7
1.3 Планируемые результаты …. 7
1.4 Учебно-тематические планы …. 7
1.5 Содержание программы … 8
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы …. 11
2.2 Формы контроля …. 11
2.3 Критерии оценки уровней развития общих музыкальных способностей:… 12
2.4 Методические материалы …. 12
2.5 Список литературы и источников …. 14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ФИО автора Сафронова Людмила Юрьевна
Учреждение МКДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида»
Наименование программы вокальная студия «Капелька»
Тип программы дополнительная общеразвивающая программа
Направленность художественная
Образовательная область искусство
Возраст учащихся 6-7 лет
Срок обучения 1 учебный год (9 мес.)
Объем часов 36
Уровень освоения программы общекультурный (ознакомительный)
Цель программы: Создание условий для творческой самореализации детей через развитие музыкальных, в том числе вокальных способностей.
С какого года реализуется 2019г.
I.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Музыка, так же, как и другие виды художественной деятельности, формирует у детей дошкольного возраста эстетические вкусы, развивает умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Это любимое и увлекательное занятие не только детей, но и многих взрослых. Влияние музыки на ребенка велико. Музыка оказывает релаксирующее, тонизирующее и оздоровительное действие на людей, в том числе и на детей. Именно в дошкольном возрасте устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к национальной культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, эмоциональная отзывчивость на музыку, формируется интерес к творчеству. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению, к действию. Способности детей развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного.
Человек от природы наделен индивидуальным голосом. Именно голос помогает ему общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – инструмент, которым человек начинает пользоваться с детства по мере развития музыкального слуха и голоса. Дети с раннего возраста чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, если заботливые мамы поют им колыбельные. У детей старшего дошкольного возраста укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, в голосе появляется напевность, звонкость, появляется желание петь самостоятельно. Дети способны в этом возрасте к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Ребёнок может выразить наиболее яркие средства музыкального языка, и, учитывая их, действовать, в соответствии с определённым образом при исполнении песен. В этом возрасте ярче проявляются индивидуальные музыкальные интересы и способности.
Актуальность
Актуальной данная деятельность является потому, что в современном мире уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для владения голосовым аппаратом, создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развития навыков пения, умения свободно держаться на сцене перед зрителями. Каждый ребенок по-своему талантлив, помочь ему развить свой талант можно уже в дошкольном возрасте. Проблема в том, что далеко не у каждого из ребят есть ярко выраженные музыкальные способности. Данная программа универсальна и подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, не имеющими ярких музыкальных данных. Именно пение является основным средством музыкального воспитания в детском саду. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже понимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. Кроме того, это увлечение помимо удовольствия приносит и неоценимую пользу для здоровья. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в практике медицинских, социальных и психологических служб. У детей развивается музыкальный слух, ритм, интонация, приобретаются простейшие навыки действия в певческом и музыкально – ритмическом исполнительстве. А активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, не бояться зрителей, дарить радость себе и людям.
Отличительные особенности
Музыкальная деятельность в целом способствует формированию музыкальных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, формирует художественно-эстетический вкус. Данная программа затрагивает осуществление эколого-патриотического воспитания детей посредством развития творческих, музыкальных, в том числе вокальных, способностей, важное место в этом отводится подбору репертуара. Пение наиболее близко и доступно детям, оно является самым массовым и доступным видом исполнительства. Программа предполагает индивидуальное педагогическое воздействие на формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста. В процессе этой работы у детей развиваются межличностные отношения, укрепляется дружба, прививается любовь к природе, родному краю, уважение к традициям своего народа. Программа также обеспечивает формирование необходимых умений и навыков певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: звукообразования, дыхания, артикуляции, при этом развиваются: музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ансамбля, совершенствуются навыки сольного и хорового пения. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, учатся внимательно вслушиваться в тексты песен, эмоционально их переживать.
Данная программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (И. Каплуновой и И. Новоскольцевой). В учебном процессе используется разноуровневая форма обучения. Работа вокальной студии «Капелька» предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку, репертуар подбирается с учетом его способностей и возможностей. Занятия проводятся в форме беседы, где излагаются теоретические сведения, и в форме практических занятий, на которых дети знакомятся с новыми произведениями и сами их исполняют. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся 6-7 лет. В группу зачисляются дети, проявляющие интерес к музыкальным занятиям.
Объём программы: 36 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения: очная. Возможно использование дистанционного обучения через социальные сети «WhatsApp», «ВКонтакте».
Виды занятий: групповые и индивидуальные. Возможно построение индивидуального образовательного маршрута.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для творческой самореализации детей через развитие музыкальных, в том числе вокальных способностей.
Задачи:
Образовательные:
1. знакомить детей с различными песенными жанрами, с традиционными праздниками; учить правильно брать дыхание, петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширять диапазон;
2. учить выразительно исполнять вокальное произведение, передавая характер песни;
Развивающие:
1. развивать музыкальный слух, чувство ритма, эстетическое восприятие окружающего мира;
2. прививать навыки сценического мастерства;
3. развивать коммуникативные способности детей посредством пения в ансамбле;
Воспитательные:
1. воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа;
2. воспитать вдумчивое отношение к содержанию песенного репертуара.
3. формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни, способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе занятий и творческой деятельности детей.
Реализация задач осуществляется через индивидуальную и групповую творческую деятельность, участие детей в проведении утренников, развлечений, в театрализованных постановках, в концертах.
1.3 Планируемые результаты
В результате освоения содержания программного материала у детей будут развиты творческие, музыкальные, в том числе вокальные способности; они будут знать, что такое вокальное и ансамблевое пение, научатся внимательно слушать аккомпанемент. У дошкольников будет расширен социальный опыт, воспитаны морально-волевые и нравственные качества, сформировано эстетическое отношение к окружающему миру. К окончанию обучения дети приобретут навыки взаимодействия в коллективе; будут свободно пользоваться изученным материалом, петь естественным голосом, научатся правильно петь мелодию в пределах октавы-децимы. Будут уметь точно воспроизводить ритмический рисунок, двигаться под музыку, внятно произносить слова, понимая их смысл. Смогут петь самостоятельно, выразительно исполнять произведение, определять его характер и передавать художественный образ. Будут проявлять творческую активность, петь дружно и слаженно в ансамбле, исполнять песни сольно, свободно и раскрепощенно чувствовать себя перед зрителями на сцене.
1.4 Учебно-тематический план
1.5 Содержание программы
Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене, умению петь сольно и в хоре, а главное, занятия должны доставлять детям радость от общения с музыкой, развивать их музыкальные способности.
Очень важно, что у детей проявляется интерес, благодаря общему увлечению, совместным концертам, праздникам, что способствует становлению положительных личностных качеств, развитию стремления вместе достигать желаемого результата. Особое место уделяется концертной деятельности. В детском саду регулярно проводятся праздники и развлечения, где задействованы ребята из вокальной группы. На каждом мероприятии практически всегда звучат новые тематические песни, тем самым расширяется исполнительский репертуар детей.
Календарный учебный график
сентябрь:
1 занятие. Дать общее понятие о культуре певческого мастерства. Дать значение понятий «хор», «солист». Познакомить с историей певческой культуры и музыкальными жанрами, основами вокального искусства.
2-4 занятие. Формировать артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения. Воспитывать положительное отношение к сверстникам и старшим, к природе родного края.
Разучивание песен на осеннюю тему.
Примерный репертуар:
Распевки «В лесу», «Дождик».
«Осень». Музыка А. Арутюнова. Слова В. Семернина
«Лиса по лесу ходила». Русская народная песня
«Скворушка прощается». Музыка Т. Попатенко. Слова М. Ивенсен
октябрь:
5-8 занятие. Знакомить с основными видами дыхания, ролью дыхания в пении. Развивать слуховой самоконтроль. Дать понятие о постановке голоса, певческой позиции, дикции, артикуляции. Знакомить с песнями из мультфильмов и детских кинофильмов.
Разучивание песен из мультфильмов.
Примерный репертуар:
Распевки «Ручеек», «Листопад»
«Ехали медведи». Музыка М. Андреева. Слова К. Чуковского
«Дождик обиделся». Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова М. Пляцковского
«Песенка кота Леопольда» муз. Б. Савельева
«Пестрый колпачок». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой
ноябрь:
9-12 занятие. Воспитывать любовь к родному краю, к семье, готовность работать в коллективе, положительное отношение к окружающему миру.
Знакомство с музыкой к фильмам и разучивание песен из фильмов-сказок.
Примерный репертуар:
Распевки «Два кота». «Осенняя песня»
«Улыбка» муз. В Шаинского сл. М. Пляцковского
«Неприятность эту мы переживём» муз. Б. Савельева сл. А. Хайта
Песни из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
декабрь:
13-16 занятие. Дать понятие о высоких и низких звуках. Развивать звуковысотный слух. Образно-пространственного ориентирование, осознание музыкального образа. Формировать эмоционально-волевую сферу. Воспитывать коммуникативные навыки общения.
Разучивание песен о зиме.
Примерный репертуар:
Распевки «Петушок», «Курочка»
«В просторном светлом зале». Музыка и слова А. Штерна
«Новогодняя». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Горячая пора». Музыка А. Журбина. Слова П. Синявского
«Зимняя песенка». Музыка М. Красева. Слова С. Вышеславцевой
январь:
17-20 занятие. Дать понятие о форме построения песни. Познакомить с различной манерой пения (академическая, народная, эстрадная) Дать понятие о длительностях звуков. Познакомить с долгими и короткими звуками. Воспитывать интерес к песенному творчеству русского народа, оценивать свое участие в творческом процессе.
Знакомство с рождественскими песнями.
Примерный репертуар:
Распевки «Дроздок», «Птичка»
«К нам идет рождество» Сл. Л. Титовой, А. Староторжского Муз. С. Мельникова
«Елка в рождество» Музыка А. Варламова Слова Р. Паниной
«Рождество» Слова и музыка: С. Брюхно
февраль:
21-24 занятие. Учить исполнять песни слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок. Познакомить с понятием кульминации в музыкальных произведениях. Познакомить со значением терминов «темп», «динамика», «лад».
Примерный репертуар:
Распевки «Маленькая Юлька», «Как под горкой»
«Будем моряками». Музыка Ю. Слонова. Слова В. Малкова
«Зеленые ботинки». Музыка С. Гаврилова. Слова Р. Алдониной
«Синяя вода» Ю. Энтин песенка из м/ф «Катерок»
март:
25-28 занятие. Побеседовать о музыкальных инструментах. Учить выполнять простые ритмические упражнения, определять звучание сильной доли. Развивать умение слышать тембровую окраску музыки, развивать музыкальную память. Выразительно исполнять песни с разным эмоционально-образным содержанием.
Разучивание песен на весеннюю тему.
Примерный репертуар:
Распевки «Два кота», «Мышка»
«Идет весна». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца
«Солнечная капель». Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой
«Солнышко» сл. и муз. Татьяны Андрейченко
«Долговязый журавель». Русская народная песня
апрель:
29-32 занятие. Закреплять умение передавать эмоциональное настроение песни. Раскрывать образ с использованием выразительных движений. Учить овладевать способами игрового воспроизведения действия. Соединять сценические движения с разучиваемой песней.
Разучивание песен на тему семьи.
Примерный репертуар:
Распевки «Как пошли наши подружки», «На улице две курицы»
"Три желания" Сл. И. Шевчук, муз. Е. Зарицкой
«Песня о семье» А Ермолов
"Мама - первое слово" Сл. Ю. Энтина муз. Буржао Жерар
май:
33-36 занятие. Помочь ребенку воспитать уверенность в себе, проявить индивидуальность.
Дать понятие о смысле и результате репетиционной работы. Прививать навык уверенно исполнять песню, навык сольного выступления, эмоционального раскрепощения. Воспитывать чувство ответственности за себя и совместную работу в коллективе, поддерживать друг друга перед выступлением. Умение ставить цель и добиваться ее осуществления.
Разучивание песен на тему родины, семьи, добра, дружбы, взаимовыручки.
Примерный репертуар:
«Если добрый ты» М. Пляцковский
«Настоящий друг» Б. Савельев
«Моя Россия». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой
Отчетный концерт для родителей детей, посещающих занятия вокальной студии.
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовать в объёме 36 часов за 1 год. Занятия проходят в музыкальном зале. Группа включает в себя 10 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут с сентября по май.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую и концертную работу. Репертуарный план для вокальной группы подбирается с учетом возрастных особенностей детей, основанный на репертуаре программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в музыкальном зале, где имеются: фортепиано, музыкальный центр, видеопроектор, экран, микрофон, детские музыкальные инструменты, микшерный пульт, колонки, стойки для микрофонов, детские стульчики. Все оборудование в рабочем состоянии, исправно.
Имеется в необходимом количестве нотный материал, сборники песен, подборка песенного репертуара из периодических изданий; а также фото и видеоматериалы, фонограммы, костюмы, методическая литература, ритмические карточки, в работе предполагается использование различных интернет-источников.
2.2 Формы контроля
Основной метод контроля - это наблюдение педагога за детьми в ходе занятий, участие детей в различных мероприятиях, оценка зрителей, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, концертах, конкурсах.
Отчет проходит в форме концерта для родителей и педагогов по мере подготовки детей и накопления тематического репертуара. Отчетный концерт — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет отследить творческое развитие каждого ребенка.
Формы демонстрации и фиксации образовательных результатов реализации дополнительной образовательной программы представлены в виде фото- и видеоматериалах о работе вокальной студии «Капелька»; портфолио творческих достижений (грамоты, дипломы за участие детей на мероприятиях различного уровня художественно-эстетической направленности.)
2.3 Критерии оценки уровней развития общих музыкальных способностей:
• наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации,
• навыки выразительной дикции,
• индивидуальность исполнения,
• хорошо развитый ладовый и гармонический слух,
• точное интонирование мелодии,
• качественное исполнение знакомых песен,
• творческая активность,
• ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности,
• умение держаться на сцене.
2.4 Методические материалы
На седьмом году жизни дети уже имеют некоторый музыкальный опыт, однако голосовой аппарат еще очень уязвим. Гортань и голосовые связки недостаточно развиты. Звук очень слабый, нужно избегать форсирования звука. Поэтому педагог должен умело и ненавязчиво направлять развитие ребенка в нужном направлении. Желательно подбирать репертуар с удобной тесситурой, в пределах первой октавы или чуть больше. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два направления: индивидуальную работу и различные виды коллективного исполнительства: хором в унисон, хоровыми группами (дуэт, трио и т. д., тембровыми подгруппами, включение в хор солистов, пение под сопровождение фортепиано, под фонограмму и а капелла.
Учитывая возможности детского голоса, нельзя петь с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. На каждом занятии обязательно проводится дыхательная гимнастика, в течение 2-3 минут. Упражнения на дыхание можно соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев.
Перед началом пения желательно пропеть несколько маленьких песенок-распевок, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона, их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже). Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, пропевание фрагментов песни на различные слоги (па, ба, та и т. д.) Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы».
На занятиях используются различные методы обучения:
• словесный,
• наглядный,
• объяснительно – иллюстративный.
• практический,
• творческий.
Методические приемы, используемые педагогом на занятиях:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, прочитать его как стихотворение)
• работа над вокальными и хоровыми навыками
• проверка знаний у детей освоения текста песни
• пение про себя, пение на удобный слог (ти-ти, та-та, ля-ля)
• проговаривание согласных в конце слова
• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии
• петь без сопровождения
• пение стоя, сидя, с движениями (несложными).
• оценка качества исполнения.
Алгоритм занятия
1. Беседа на заданную тему. Беседа с детьми проводится в свободной форме в виде диалога.
2. Распевание.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Основная часть. Разучивание детского песенного репертуара.
5. Заключительная часть. Пение песен от начала до конца, выразительно и эмоционально.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.
2.5 Список используемой литературы
1. Программа “Ладушки” И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой С-Пб., 2000.,
2. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005.
3. Орлова Т. М., Белкина С. И. «Учите детей петь»;
4. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей»
5. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»;
6. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия»;
7. Стрельникова А. Н. «Учитесь правильно дышать»;
8. Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения».
9. Тарасов Г. С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
10. Анисимов В. П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М. : Музыка, 2007.
11. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса//
12. Журнал Музыкальный руководитель. №5 2004г.
Список интернет – ресурсов
1. http://www.fonogramm.net/songs/14818
2. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
3. http://notes.tarakanov.net/
4. http://www.ermolov.ru/
5. https://www.maam.ru/
6. https://pesnu.ru/
7. https://chudesenka.ru/load/
8. https://nsportal.ru/audio/audio/minusovki-fonogrammy/2010/09/sayty-s-minusovkami-detskikh-pesen