Папки-передвижки

Рабочая программа внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку для 1–4 классов

Евгения Гриценко
Рабочая программа внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку для 1–4 классов

Рабочая программа

внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку

для 1 - 4 классов

2019-2020/2023-2024 год обучения

Программу составила учитель начальных классов :

Гриценко Евгения Андреевна

2019 г.

Рабочая программа по родному (мансийскому) языку

1 — 4 класс

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку для 1–4 классов» размещена в разделах

Создание условий для сохранения единства образовательного пространства и повышения культуры межнационального общения является одной из важнейших стратегических задач образовательной политики Российской Федерации, реализуемых в общеобразовательных учреждениях с обучением на двуязычной основе. Регионы современной России крайне неоднородны по языковой ситуации и коммуникативным функциям русского и родных языков. В некоторых регионах утрачивается коммуникативная функция родных языков и остро стоит вопрос о формировании мотивации к их изучению.

В связи с новой языковой ситуацией необходима разработка современных, адекватных социальным запросам научно обоснованных форм и методов преподавания русского и родных языков в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы на родном и русском языках. Учет культурно- исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

Основные направления работы по сохранению и развитию родных языков и культур народов определены Конституцией Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании».

Статья 26 Конституции РФ:

1. Каждый вправе определять и указывать свою этническую принадлежность.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества, (однако на зная языка, невозможно

2. выбирать;…выбор будет в 16 лет, а до этого образовательные учреждения и семья должны обеспечить изучение родного языка и сохранение своей индивидуальности).

Статья 68 Конституции РФ:

1) Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Статья …. Закона РФ «Об образовании»

1. Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

1. Язык (языки, на котором ведется обучение, и воспитание в образовательном учреждении определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

2. Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик.

3. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993

Новые стандарты предусматривают выравнивание возможных расхождений в содержании образования через предъявление единых Требований к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.

Место учебного предмета в учебном плане: 1 час в неделю внеурочная деятельность.

Цели :

Познавательная: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического

восприятия, логического мышления и воображения.

Социокультурная: формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и

письменной речи.

Задачи изучения родного языка :

• дать учащимся определённый (соответствующий) объём знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису;

• привить умения и навыки пользоваться полученными знаниями на практике;

• обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся говорение в соответстви и с нормами письменно-литературного

языка;

• сформировать у учащихся прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки;

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

• привить интерес и любовь к родному языку путём раскрытия его своеобразия и характерных особенностей, учет вариантов влияния гортанно-смычных, порядок слов в предложении, наличие послелогов и т. д. ;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его сохранению егоуникальности и чистоты.

Содержание курса обучения родному (ненецкому) языку в 1-4 классах включает :

языковой материал (фонетика, грамматика, правописание, орфография, пунктуация, развитие речи, чтение);

• лексика из сферы общения (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, этнос);

• речевые умения (степень владения родным языком как средством общения);

• знания и представления о национальной культуре (фольклор, литература, песенное искусство, этнопедагогика).

Родной (манси) язык выступает не только как «средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации,

сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений».

Для учащихся владение родным языком должно стать нормой.

По мере изучения детьми родного языка у них должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых «особо значимы три целевые установки» или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.

Коммуникативные умения и Языковые знания Этнокультуроведческие

Коммуникативные умения и навыки Языковые знания Этнокультуроведческие знания

Говорение

Слушание

Письмо

Чтение Фонетические

Лексические

Грамматические

Морфологические

Синтаксические Знания об истории, материальной и духовной культуре этноса

Мансийский язык в 1-4 классах

Содержание курса обучения родному (мансийскому) языку в начальной школе.

1. Языковой материал (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).

2. Сферы общения.

3. Речевые умения, характеризующие степень владения мансийским языком как средством общения.

4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.

Языковой материал

1. Фонетика

Звуки и буквы. Названия букв. Соотношение букв со звуками речи.

Гласные, ассимиляция гласных, долгота и краткость.

Звуковые значения: е, ё, ю, я.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Стечение согласных.

Произношение и обозначение на письме нг

2. Лексика

К концу обучения общий объё м лексики должен составить примерно 550 слов по следующим тематическим группам:

• семья

• жилище и предметы обстановки

• части тела

•одежда

• город и посёлок

школа

• профессии

• средства передвижения

• животный и растительный

•времена года

3. Грамматика

Имя существительное. Существительное в единственном, двойственном и множественном числе. Группы имён существительных. Склонение имён существительных. Основные значения падежей: основной, направительный, местный, исходный, творительный, превратительный.

Глагол. Виды глагола (на материале слов лексического минимума).

Времена глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Три типа спряжения глаголов.

Имя прилагательное. Изменение прилагательных по числам. Образование имён прилагательных.

Местоимение (общее понятие). Личные местоимения первого, второго, третьего лица. Местоимения единственного, двойственного и множественного числа. Личные местоимения в начальной форме.

Послелог. Виды послелога (на материале слов лексического минимума). Правила оформления послелога.

Наречия: хумус? хот? хоталь? хотыл? хунь?

Количественные (манах?Мансавит? – сколько) и порядковые (хотыт? Хоты манахит? – который) числительные. Образование числительных.

Предложение. Цель высказывания, интонация.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные. Главные и второстепенные члены предложени. Строение простого предложения. Однородные члены предложения.

4. Графика. Орфография. Пунктуация.

Алфавит, буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Прописная буква в именах людей, кличкахживотных;названиях городов, сёл, рек; в начале предложения. Правописание безударных гласных. Правописание слов со звонкими и глухими согласными.

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с ь и ъ знаками. Точка, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Запятая при перечислении.

5. Состав слова

Слово. Родственные слова. Корень и окончание слов. Суффиксы. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проверяемые и непроверяемые согласные, и гласные в корне слова.

Словообразовательные суффиксы: -г, -т, -н, - кве, -тал, - ныл, - ум, -ув, -ын.

Сфера общения

1. Социально-бытовая:

Семья, занятия членов семьи. Профессии. Самочувствие. Жилище и предметы обстановки. Друзья. Еда. Магазин. Покупки. Домашние животные в жизни человека.

2. Учебно-трудовая:

Школа. Распорядок дня. Каникулы.

3. Социально-культурная:

Город, село, социально-значимые объекты: магазин, детский сад и т. д.). Транспорт. Сезонные изменения в природе. Отношение кприроде. Погода. Сказки, песни и стихи.

4. Игровая:

Виды и типы. Игры в помещении, игры на улице, мужские и женские игры.

Речевые умения

1. Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объёме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, выделение основного от второстепенного. Ответы на вопросы и краткий пересказ текстов.

2. Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность.

Составление рассказа согласно ситуации.

Продолжение рассказа по заданному началу

3. Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Чтение на вопросы по прочитанному.

4. Письмо

Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.

Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовк.

Выполнение письменных заданий.

Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни манси

1. Место расселения народа. Названия населённых пунктов.

2. Особенности природно-климатических условий региона : особенности времён года, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

3. Факты, относящиеся к истории округа, населённого пункта.

4. Произведения мансийского детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни).

5. Произведения мансийских писателей и поэтов.

6. Образцы орнаментов.

7. Жилище оленеводов – чум, его интерьер.

8. Орудия труда и средства передвижения.

9. Традиционная мужская и женская одежда.

10. Народные детские игры.

11. Традиционные виды труда и отдыха.

Планируемые результаты у учащихся 1-4 класс :

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности и изучению мансийского языка;

• осознание мансийского языка как средства обучения, общения и познания своей культуры;

• восприятие языка как главной части культуры мансийского народа.

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду;

• понимание ценности семьи, ценности познания мира;

• осознание своей принадлежности народу, стране;

• чувства уважения и любви к своей семье, стране;

• интерес к мансийскому языку;

• умение признавать собственные ошибки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• учебно-познавательной мотивации к изучению мансийского языка, внимания к особенностям произношения и написания слов;

• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка);

• осознания языка как средства межнационального общения;

• осознания предложения и текста как средств выражения

мыслей и чувств;

• восприятия мансийского языка как главной части культуры мансийских народов.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• произносить основные буквосочетания, звуки мансийского языка;

• называть основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

• называть имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений, детского фольклора (на выбор из изученного);

• понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;

• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие);

• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда, и отвечать на вопросы собеседника;

• кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

• составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу;

• читать вслух или про себя адаптированные тексты, соблюдая правила произношения и интонацию мансийского языка.

• вставлять в текст слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника

•осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность)

•осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, послелоги)

• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом

• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали

• оценивать правильность выполнения своих учебных действий

оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения

• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи

Учащиеся получат возможность научиться:

• использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями мансийского языка в доступных младшим школьникам пределах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• самостоятельно организовывать своё рабочее место;

• понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

• в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу;

• понимать важность планирования работы;

• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и изученным правилам;

• использовать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

• осуществлять проверку выполненного задания, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

• находить и исправлять ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осмысленно выбирать способ действия при решении языковой, коммуникативной задачи;

• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко или трудно было выполнять, в чём сложность выполнения;

• намечать план действий при работе в паре, составлять простой план действий при создании проектов;

• осуществлять само- и взаимопроверку.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

• выполнять задания по аналогии;

• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

• анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка : звуки, части слова, части речи.

• сравнивать языковые явления русского, мансийского и хантыйского языков.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя словари, справочники;

• свободно ориентироваться в учебнике, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

• сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

• наблюдать языковые явления и самостоятельно делать простые выводы;

• сравнивать и группировать звуки, буквы, слова, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• понимать на слух речь учителя, одноклассников; основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;

• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда, и отвечать на вопросы собеседника;

• кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;

• составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу; небольшие монологические высказывания: о себе, о своём друге, о своей семье, о традиционных занятиях народа ханты, о явлениях природы;

• читать вслух или про себя текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие);

• использовать оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру народа манси;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

• уметь слушать, точно реагировать на реплики;

• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

• адекватно использовать изученные речевые средства для решения коммуникативных задач при общении с носителями мансийского языка (знакомство, приветствие);

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учебно-методический комплекс (УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы.

- «Мансийский в картинках. Учимся читать.»- Норова О. М. - Ханты-Мансийск : ИИЦ ЮГУ. 2010г.

-«Маньсилатын» -А. И. Сайнахова, Д. В. Герасимова, М. Е. Макарова. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2018г.

- «Маньсилатын» - М. П. Вахрушева, Е. И. Ромбандеева, К. В. Афанасьева, С. С. Динисламова, М. Е. Макарова, Л. Н. Панченко. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2018г.

- «Маньсилатын» -Н. К. Филиппова, Д. В. Герасимова, В. С. Иванова, М. В. Кумаева. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2018г.

Словари, используемые в процессе обучения родному языку.

- «Словарь мансийско-русский и русско-мансийский» - Е. И. Ромбандеева, Е. А. Кузакова. – Пособие для учащихся начальной школы. –Л. :Просвещение, 1982г.

- «Словарь мансийско-русский и русско-мансийский» - Е. И. Ромбандеева, Е. А. Кузакова. – Пособие для учащихся начальной школы. –Санкт-Петербург. Отделение издательства «Просвещение» 2000г.

- «Русско-мансийский тематический словарь» - К. В. Афанасьева. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2008г.

- Мансийско-русский тематический словарь» - К. В. Афанасьева. -Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2011г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2019-2020 учебный год

по мансийскому языку

№ п_п Тема урока Кол

Во часов План Факт

1 Вводный урок 1 4.09

2 Мансийский алфавит 1 11.09

3 Олнэ ма 1 18.09

4 Хул алысьлан олупса 1 25.09

5 Вороян олупса 1 2.10

6 Ворт пилыт 1 9.10

7 Мойт мир

1 16.10

8 Аа. Акань. 1 23.10

9 Ёё. Ёё (долгое).Сельси Ю. Шесталов 1 6.11

10 Юю. Юю (долгое) 1 13.11

11 Ее. Ее (долгое) 1 20.11

12 Буква Нн 1 27.11

13 Буква Мм 1 4.12

14 Хх. Хотал нэглапен. Ю. Шесталов 1 11.12

15 Пп. Пупакве. Ю. Шесталов 1 18.12

16 Лл. Хул алысьлан 1 25.12

17 Тт. Тамара ос Марат 1 15.01

18 Кк. Кисуп 1 22.01

19 Йй. Поры суй мойт. Лэнын 1 29.01

20 Ь знак. Слова с мягким знаком 1 5.02

21 Дд. Доктор 1 12.02

22 Жж. Жора журналэ 1 19.02

23 Цц. Цирк 1 26.02

24 Щщ. Щетка 1 4.03

25 Ъ знак. Объявление 1 11.03

26 А. Н. Баландин «Лэнын». «Вортолнут» 1 18.03

27 Ю. Шесталов «Янгуй». «Сельси» 1 1.04

28 Л. Толстой «Номтын матапрись». «Кутюв ос Лув-овыл» 1 8.04

29 Совыррись (манси мойт) 1 15.04

30 Совыррись (русь мойт) 1 22.04

31 Хотал, туйт ос вот (русь мойт) 1 29.04

32 Манрыг совырхоса паль оньси (маньси мойт) 1 6.05

33 Ам оньсегум. Ам ат оньсегум 1 13.05

34 Повторяйтанвармаль. 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2019-2020 учебный год

по мансийскому языку

Класс : 3

Общее количество часов на предмет по учебному плану___34__часов

По _ _1_часа в неделю. Всего учебных недель___34___

№ п_п Тема урока Кол

Во часов План Факт

1 Вводный урок 1 4.09

2 Мансийский алфавит 1 11.09

3 Олнэ ма 1 18.09

4 Хул алысьлан олупса 1 25.09

5 Вороян олупса 1 2.10

6 Ворт пилыт 1 9.10

7 Мойт мир

1 16.10

8 Аа. Акань. 1 23.10

9 Ёё. Ёё (долгое).Сельси Ю. Шесталов 1 6.11

10 Юю. Юю (долгое) 1 13.11

11 Ее. Ее (долгое) 1 20.11

12 Буква Нн 1 27.11

13 Буква Мм 1 4.12

14 Хх. Хотал нэглапен. Ю. Шесталов 1 11.12

15 Пп. Пупакве. Ю. Шесталов 1 18.12

16 Лл. Хул алысьлан 1 25.12

17 Тт. Тамара ос Марат 1 15.01

18 Кк. Кисуп 1 22.01

19 Йй. Поры суй мойт. Лэнын 1 29.01

20 Ь знак. Слова с мягким знаком 1 5.02

21 Дд. Доктор 1 12.02

22 Жж. Жора журналэ 1 19.02

23 Цц. Цирк 1 26.02

24 Щщ. Щетка 1 4.03

25 Ъ знак. Объявление 1 11.03

26 А. Н. Баландин «Лэнын». «Вортолнут» 1 18.03

27 Ю. Шесталов «Янгуй». «Сельси» 1 1.04

28 Л. Толстой «Номтын матапрись». «Кутюв ос Лув-овыл» 1 8.04

29 Совыррись (манси мойт) 1 15.04

30 Совыррись (русь мойт) 1 22.04

31 Хотал, туйт ос вот (русь мойт) 1 29.04

32 Манрыг совырхоса паль оньси (маньси мойт) 1 6.05

33 Ам оньсегум. Ам ат оньсегум 1 13.05

34 Повторяйтанвармаль. 1

Публикации по теме:

Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия»Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса Программа по внеурочной деятельности Общекультурного направления «РОДНИЧОК» 1 класс начальное общее образование (срок реализации – 1 год).

Рабочая программа для летних пришкольных оздоровительных лагерей для 1–7 классов 1. Информационная карта Полное название программы Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку для 1–4 классов
Опубликовано: 4 апреля 2025 в 13:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку для 1–4 классов» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Гриценко (УИ 154013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 апреля 2025 четверг
Каждое 10 число месяца - день безопасности.
Банановый день!
Семейный праздник!
11 апреля 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД