Евгения Гриценко
Рабочая программа внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку для 1–4 классов
Рабочая программа
внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку
для 1 - 4 классов
2019-2020/2023-2024 год обучения
Программу составила учитель начальных классов :
Гриценко Евгения Андреевна
2019 г.
Рабочая программа по родному (мансийскому) языку
1 — 4 класс
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности по родному (мансийскому) языку для 1–4 классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День родного языка, 21 февраля
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Создание условий для сохранения единства образовательного пространства и повышения культуры межнационального общения является одной из важнейших стратегических задач образовательной политики Российской Федерации, реализуемых в общеобразовательных учреждениях с обучением на двуязычной основе. Регионы современной России крайне неоднородны по языковой ситуации и коммуникативным функциям русского и родных языков. В некоторых регионах утрачивается коммуникативная функция родных языков и остро стоит вопрос о формировании мотивации к их изучению.
В связи с новой языковой ситуацией необходима разработка современных, адекватных социальным запросам научно обоснованных форм и методов преподавания русского и родных языков в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы на родном и русском языках. Учет культурно- исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Основные направления работы по сохранению и развитию родных языков и культур народов определены Конституцией Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании».
Статья 26 Конституции РФ:
1. Каждый вправе определять и указывать свою этническую принадлежность.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества, (однако на зная языка, невозможно
2. выбирать;…выбор будет в 16 лет, а до этого образовательные учреждения и семья должны обеспечить изучение родного языка и сохранение своей индивидуальности).
Статья 68 Конституции РФ:
1) Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Статья …. Закона РФ «Об образовании»
1. Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
1. Язык (языки, на котором ведется обучение, и воспитание в образовательном учреждении определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
2. Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик.
3. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993
Новые стандарты предусматривают выравнивание возможных расхождений в содержании образования через предъявление единых Требований к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ.
Место учебного предмета в учебном плане: 1 час в неделю внеурочная деятельность.
Цели :
Познавательная: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия, логического мышления и воображения.
Социокультурная: формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и
письменной речи.
Задачи изучения родного языка :
• дать учащимся определённый (соответствующий) объём знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису;
• привить умения и навыки пользоваться полученными знаниями на практике;
• обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся говорение в соответстви и с нормами письменно-литературного
языка;
• сформировать у учащихся прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки;
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
• привить интерес и любовь к родному языку путём раскрытия его своеобразия и характерных особенностей, учет вариантов влияния гортанно-смычных, порядок слов в предложении, наличие послелогов и т. д. ;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его сохранению егоуникальности и чистоты.
Содержание курса обучения родному (ненецкому) языку в 1-4 классах включает :
• языковой материал (фонетика, грамматика, правописание, орфография, пунктуация, развитие речи, чтение);
• лексика из сферы общения (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, этнос);
• речевые умения (степень владения родным языком как средством общения);
• знания и представления о национальной культуре (фольклор, литература, песенное искусство, этнопедагогика).
Родной (манси) язык выступает не только как «средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации,
сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений».
Для учащихся владение родным языком должно стать нормой.
По мере изучения детьми родного языка у них должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых «особо значимы три целевые установки» или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.
Коммуникативные умения и Языковые знания Этнокультуроведческие
Коммуникативные умения и навыки Языковые знания Этнокультуроведческие знания
Говорение
Слушание
Письмо
Чтение Фонетические
Лексические
Грамматические
Морфологические
Синтаксические Знания об истории, материальной и духовной культуре этноса
Мансийский язык в 1-4 классах
Содержание курса обучения родному (мансийскому) языку в начальной школе.
1. Языковой материал (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).
2. Сферы общения.
3. Речевые умения, характеризующие степень владения мансийским языком как средством общения.
4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях.
Языковой материал
1. Фонетика
Звуки и буквы. Названия букв. Соотношение букв со звуками речи.
Гласные, ассимиляция гласных, долгота и краткость.
Звуковые значения: е, ё, ю, я.
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Стечение согласных.
Произношение и обозначение на письме нг
2. Лексика
К концу обучения общий объё м лексики должен составить примерно 550 слов по следующим тематическим группам:
• семья
• жилище и предметы обстановки
• части тела
•одежда
• город и посёлок
школа
• профессии
• средства передвижения
• животный и растительный
•времена года
3. Грамматика
Имя существительное. Существительное в единственном, двойственном и множественном числе. Группы имён существительных. Склонение имён существительных. Основные значения падежей: основной, направительный, местный, исходный, творительный, превратительный.
Глагол. Виды глагола (на материале слов лексического минимума).
Времена глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Три типа спряжения глаголов.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по числам. Образование имён прилагательных.
Местоимение (общее понятие). Личные местоимения первого, второго, третьего лица. Местоимения единственного, двойственного и множественного числа. Личные местоимения в начальной форме.
Послелог. Виды послелога (на материале слов лексического минимума). Правила оформления послелога.
Наречия: хумус? хот? хоталь? хотыл? хунь?
Количественные (манах?Мансавит? – сколько) и порядковые (хотыт? Хоты манахит? – который) числительные. Образование числительных.
Предложение. Цель высказывания, интонация.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные. Главные и второстепенные члены предложени. Строение простого предложения. Однородные члены предложения.
4. Графика. Орфография. Пунктуация.
Алфавит, буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Прописная буква в именах людей, кличкахживотных;названиях городов, сёл, рек; в начале предложения. Правописание безударных гласных. Правописание слов со звонкими и глухими согласными.
Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с ь и ъ знаками. Точка, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Запятая при перечислении.
5. Состав слова
Слово. Родственные слова. Корень и окончание слов. Суффиксы. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проверяемые и непроверяемые согласные, и гласные в корне слова.
Словообразовательные суффиксы: -г, -т, -н, - кве, -тал, - ныл, - ум, -ув, -ын.
Сфера общения
1. Социально-бытовая:
Семья, занятия членов семьи. Профессии. Самочувствие. Жилище и предметы обстановки. Друзья. Еда. Магазин. Покупки. Домашние животные в жизни человека.
2. Учебно-трудовая:
Школа. Распорядок дня. Каникулы.
3. Социально-культурная:
Город, село, социально-значимые объекты: магазин, детский сад и т. д.). Транспорт. Сезонные изменения в природе. Отношение кприроде. Погода. Сказки, песни и стихи.
4. Игровая:
Виды и типы. Игры в помещении, игры на улице, мужские и женские игры.
Речевые умения
1. Аудирование (слушание)
Понимание речи учителя и других носителей языка в объёме, предусмотренном курсом.
Определение основной мысли звучащей речи, выделение основного от второстепенного. Ответы на вопросы и краткий пересказ текстов.
2. Говорение
Составление рассказа с опорой на наглядность.
Составление рассказа согласно ситуации.
Продолжение рассказа по заданному началу
3. Чтение
Чтение полного текста без заданий.
Чтение с пониманием основного содержания.
Чтение на вопросы по прочитанному.
4. Письмо
Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовк.
Выполнение письменных заданий.
Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни манси
1. Место расселения народа. Названия населённых пунктов.
2. Особенности природно-климатических условий региона : особенности времён года, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.
3. Факты, относящиеся к истории округа, населённого пункта.
4. Произведения мансийского детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни).
5. Произведения мансийских писателей и поэтов.
6. Образцы орнаментов.
7. Жилище оленеводов – чум, его интерьер.
8. Орудия труда и средства передвижения.
9. Традиционная мужская и женская одежда.
10. Народные детские игры.
11. Традиционные виды труда и отдыха.
Планируемые результаты у учащихся 1-4 класс :
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности и изучению мансийского языка;
• осознание мансийского языка как средства обучения, общения и познания своей культуры;
• восприятие языка как главной части культуры мансийского народа.
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду;
• понимание ценности семьи, ценности познания мира;
• осознание своей принадлежности народу, стране;
• чувства уважения и любви к своей семье, стране;
• интерес к мансийскому языку;
• умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• учебно-познавательной мотивации к изучению мансийского языка, внимания к особенностям произношения и написания слов;
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка);
• осознания языка как средства межнационального общения;
• осознания предложения и текста как средств выражения
мыслей и чувств;
• восприятия мансийского языка как главной части культуры мансийских народов.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• произносить основные буквосочетания, звуки мансийского языка;
• называть основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
• называть имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений, детского фольклора (на выбор из изученного);
• понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;
• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие);
• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда, и отвечать на вопросы собеседника;
• кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
• составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу;
• читать вслух или про себя адаптированные тексты, соблюдая правила произношения и интонацию мансийского языка.
• вставлять в текст слова в соответствии с решаемой учебной задачей.
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника
•осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность)
•осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, послелоги)
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи
Учащиеся получат возможность научиться:
• использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями мансийского языка в доступных младшим школьникам пределах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
• в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и изученным правилам;
• использовать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
• осуществлять проверку выполненного задания, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• находить и исправлять ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осмысленно выбирать способ действия при решении языковой, коммуникативной задачи;
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко или трудно было выполнять, в чём сложность выполнения;
• намечать план действий при работе в паре, составлять простой план действий при создании проектов;
• осуществлять само- и взаимопроверку.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
• выполнять задания по аналогии;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка : звуки, части слова, части речи.
• сравнивать языковые явления русского, мансийского и хантыйского языков.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя словари, справочники;
• свободно ориентироваться в учебнике, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• наблюдать языковые явления и самостоятельно делать простые выводы;
• сравнивать и группировать звуки, буквы, слова, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• понимать на слух речь учителя, одноклассников; основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;
• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда, и отвечать на вопросы собеседника;
• кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;
• составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу; небольшие монологические высказывания: о себе, о своём друге, о своей семье, о традиционных занятиях народа ханты, о явлениях природы;
• читать вслух или про себя текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие);
• использовать оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру народа манси;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• уметь слушать, точно реагировать на реплики;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать изученные речевые средства для решения коммуникативных задач при общении с носителями мансийского языка (знакомство, приветствие);
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учебно-методический комплекс (УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы.
- «Мансийский в картинках. Учимся читать.»- Норова О. М. - Ханты-Мансийск : ИИЦ ЮГУ. 2010г.
-«Маньсилатын» -А. И. Сайнахова, Д. В. Герасимова, М. Е. Макарова. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2018г.
- «Маньсилатын» - М. П. Вахрушева, Е. И. Ромбандеева, К. В. Афанасьева, С. С. Динисламова, М. Е. Макарова, Л. Н. Панченко. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2018г.
- «Маньсилатын» -Н. К. Филиппова, Д. В. Герасимова, В. С. Иванова, М. В. Кумаева. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2018г.
Словари, используемые в процессе обучения родному языку.
- «Словарь мансийско-русский и русско-мансийский» - Е. И. Ромбандеева, Е. А. Кузакова. – Пособие для учащихся начальной школы. –Л. :Просвещение, 1982г.
- «Словарь мансийско-русский и русско-мансийский» - Е. И. Ромбандеева, Е. А. Кузакова. – Пособие для учащихся начальной школы. –Санкт-Петербург. Отделение издательства «Просвещение» 2000г.
- «Русско-мансийский тематический словарь» - К. В. Афанасьева. - Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2008г.
- Мансийско-русский тематический словарь» - К. В. Афанасьева. -Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2011г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2019-2020 учебный год
по мансийскому языку
№ п_п Тема урока Кол
Во часов План Факт
1 Вводный урок 1 4.09
2 Мансийский алфавит 1 11.09
3 Олнэ ма 1 18.09
4 Хул алысьлан олупса 1 25.09
5 Вороян олупса 1 2.10
6 Ворт пилыт 1 9.10
7 Мойт мир
1 16.10
8 Аа. Акань. 1 23.10
9 Ёё. Ёё (долгое).Сельси Ю. Шесталов 1 6.11
10 Юю. Юю (долгое) 1 13.11
11 Ее. Ее (долгое) 1 20.11
12 Буква Нн 1 27.11
13 Буква Мм 1 4.12
14 Хх. Хотал нэглапен. Ю. Шесталов 1 11.12
15 Пп. Пупакве. Ю. Шесталов 1 18.12
16 Лл. Хул алысьлан 1 25.12
17 Тт. Тамара ос Марат 1 15.01
18 Кк. Кисуп 1 22.01
19 Йй. Поры суй мойт. Лэнын 1 29.01
20 Ь знак. Слова с мягким знаком 1 5.02
21 Дд. Доктор 1 12.02
22 Жж. Жора журналэ 1 19.02
23 Цц. Цирк 1 26.02
24 Щщ. Щетка 1 4.03
25 Ъ знак. Объявление 1 11.03
26 А. Н. Баландин «Лэнын». «Вортолнут» 1 18.03
27 Ю. Шесталов «Янгуй». «Сельси» 1 1.04
28 Л. Толстой «Номтын матапрись». «Кутюв ос Лув-овыл» 1 8.04
29 Совыррись (манси мойт) 1 15.04
30 Совыррись (русь мойт) 1 22.04
31 Хотал, туйт ос вот (русь мойт) 1 29.04
32 Манрыг совырхоса паль оньси (маньси мойт) 1 6.05
33 Ам оньсегум. Ам ат оньсегум 1 13.05
34 Повторяйтанвармаль. 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2019-2020 учебный год
по мансийскому языку
Класс : 3
Общее количество часов на предмет по учебному плану___34__часов
По _ _1_часа в неделю. Всего учебных недель___34___
№ п_п Тема урока Кол
Во часов План Факт
1 Вводный урок 1 4.09
2 Мансийский алфавит 1 11.09
3 Олнэ ма 1 18.09
4 Хул алысьлан олупса 1 25.09
5 Вороян олупса 1 2.10
6 Ворт пилыт 1 9.10
7 Мойт мир
1 16.10
8 Аа. Акань. 1 23.10
9 Ёё. Ёё (долгое).Сельси Ю. Шесталов 1 6.11
10 Юю. Юю (долгое) 1 13.11
11 Ее. Ее (долгое) 1 20.11
12 Буква Нн 1 27.11
13 Буква Мм 1 4.12
14 Хх. Хотал нэглапен. Ю. Шесталов 1 11.12
15 Пп. Пупакве. Ю. Шесталов 1 18.12
16 Лл. Хул алысьлан 1 25.12
17 Тт. Тамара ос Марат 1 15.01
18 Кк. Кисуп 1 22.01
19 Йй. Поры суй мойт. Лэнын 1 29.01
20 Ь знак. Слова с мягким знаком 1 5.02
21 Дд. Доктор 1 12.02
22 Жж. Жора журналэ 1 19.02
23 Цц. Цирк 1 26.02
24 Щщ. Щетка 1 4.03
25 Ъ знак. Объявление 1 11.03
26 А. Н. Баландин «Лэнын». «Вортолнут» 1 18.03
27 Ю. Шесталов «Янгуй». «Сельси» 1 1.04
28 Л. Толстой «Номтын матапрись». «Кутюв ос Лув-овыл» 1 8.04
29 Совыррись (манси мойт) 1 15.04
30 Совыррись (русь мойт) 1 22.04
31 Хотал, туйт ос вот (русь мойт) 1 29.04
32 Манрыг совырхоса паль оньси (маньси мойт) 1 6.05
33 Ам оньсегум. Ам ат оньсегум 1 13.05
34 Повторяйтанвармаль. 1