Надежда Рыкова
Рабочая программа спортивного объединения по интересам «Веселый мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время ученые и практики констатируют возникающее противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактом, что все большее количество детей имеют отклонения в психофизическом развитии. Происходит понимание того, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а полнота жизненных сил, гармоничное развитие личности и ее взаимосвязи с окружающим миром. Статистика говорит о том, что количество детей с 1-й группой здоровья катастрофически снижается; происходит рост нарушений опорно-двигателъного аппарата, нарушений в развитии речи, гипервозбудимость или заторможенность. Причинами являются ухудшение экологии, невысокий уровень материального благосостояния, уменьшение двигательной активности.
Публикация «Рабочая программа спортивного объединения по интересам „Веселый мяч“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Для решения проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. По нашему мнению одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. Это новое современное направление оздоровительной работы с использованием мячей большого размера, ее эффективность подтверждена опытом коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.
В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране – около 10 лет. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Программа спортивного объединения «Веселый мяч»» разработана с целью физического воспитания детей дошкольного учреждения направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
- большая загруженность статическими занятиями
- желание реализовать себя в движении
- взаимосвязь с парциальной программой «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования» М. Борисова, которая даёт возможность не только оздоровить детский организм, но и выработать у детей потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой, спортом, помогает развить у детей ловкость, выносливость, умение владеть своим телом, чувство самостраховки;повысить двигательную активность детей.
- желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным.
Программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для детей.
Программа разработана в соответствии :
- Федеральным законом «№ 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.2013г.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Конвенцией ООН о правах ребенка (1989);
- Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»,
- Программой «Старт» Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной;
- Программой «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования»
М. Борисовой;
- Уставом ДОО;
- Положением о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель программы :развивать физические качества и укреплять здоровье детей.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1. формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболах;
2. развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания;
3. развивать физические качества: гибкость, силу, ловкость, выносливость, быстроту движений;
4. формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой в детском саду и семье.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:
• систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
• занятия с использованием дыхательной гимнастики, способствуют формированию правильного речевого дыхания;
• упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
• использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой
Критерии отслеживания результативности освоения фитбол-гимнастики детьми:
Высокий уровень Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Владеет самооценкой и контролирует других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Недостаточно владеет самооценкой и контролем за другими детьми.
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет
Возрастной период от 4 - 6 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребёнок может вырасти до 7 - 10 см., на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200 г, а роста - 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти - шести годам ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. В возрасте 4-6 лет улучшается координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения. Интенсивно формируется сердечно - сосудистая система. Средняя частота пульса к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых от взрослого. Жизненная ёмкость лёгких невелика, поэтому он дышит чаще, в среднем 25 раз в минуту. Исследования по определению общей выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высокие.
2.2. Возрастные особенности развития детей 6- 7 лет
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т. п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
2.3. Формы, методы и принципы реализации программы
Игры и упражнения с мячами требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве; они построены на многобразных двигательных действиях. В различных комбинациях здесь используется ходьба, прыжки, бег, метание. При этом двигательные действия могут выполняться различными способами, в сочетаниях, с изменениями темпа и скорости. Двигательные действия, включающие в себя упражнения с мячом, затрагивают и мелкие мышцы рук, тем самым, стимулируя их развитие. Известно также, что сенсорное представительство мелких мышц в коре головного мозга значительно больше, чем крупных мышц, что еще раз подтверждает целесообразность использования данных двигательных действий в системе физического воспитания и развития дошкольников.
При обучении детей, особенно 4-5 лет, необходимо делать акцент на обучение посредством игры и строить этот процесс на основе адаптированных для возможностей ребенка упражнений и игр. Игровые задания придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают процесс изучения двигательных действий, развития двигательных способностей более привлекательным. Особое место отводится методу имитации, так как подражательность, легкая внушаемость- характерные основные особенности нервно- психического развития дошкольников. Поэтому одно из условий успешного обучения играм и упражнениям с мячами- многократное, совместное со взрослыми и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха. Каждый ребенок выполняет задания рядом и вместе с другими детьми, реализуя при этом свои возможности.
Основные принципы обучения:
1. Постепенность и доступность:
первый этап упражнений с использованием фитбола:
- дать представления о форме и физических свойствах фитбола;
- обучить правильной посадке на фитболе;
- познакомить с базовыми положениями при выполнении упражнений (сидя, лежа, в присяде).
Второй этап освоения упражнений с использованием фитболов решает следующие задачи:
- научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиванием на фитболе;
- научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации);
- обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе;
- научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе. Эти задачи решаются на втором году обучения.
Третий этап освоения упражнений с использованием фитболов:
- научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитболавединой для всей группы темпе;
-научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола;
- совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2. Повторяемость и систематичность занятий. Принцип систематичности - это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине "Физическая культура" - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.
Структура оздоровительных занятий следующая:
- подготовительная часть- разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя. Проводится без мячей, включает различные виды ходьбы, бега, прыжков, ползания, музыкально- ритмические движения. С целью поддержания интереса к ним используются массажные дорожки, гимнастические палки, спортивные мячи, мешочки с песком;
- основная часть- физическая нагрузка чередуется с отдыхом и расслаблением. Включает упражнения сидя на мяче и прыжки (развитие координации движений и выносливости, упражнения лежа на мяче (тренировка силовой выносливости мышц). Игры и игровые движения придают занятию эмоциональную окраску;
- заключительная часть- расслабление и аутотренинг.
Эффективность использования фитболов на занятиях будет достигнута при выполнении следующих методических рекомендаций:
- правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности- главным условиям сохранения правильной осанки;
- рационально регулировать нагрузку в занятии в зависимости от возраста. Дозировка объем и интенсивность достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, времени нагрузки и отдыха, использованием различных предметов, музыки и пр. ;
- правильно и своевременно применять страховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Необходимо безопасное расположение на мяче, вдали от мебели или других предметов. Кроме того, на полу и одежде занимающегося не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить себя и мяч. Для занятий необходимо надевать удобную одежду, не мешающую движениям и нескользкую обувь;
- начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным;
- ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт;
- избегать быстрых и резких движений, скручивания в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвоночные диски, увеличивают нестабильность позвоночно- двигательных сегментов, нарушают мозговое кровообращение;
- при выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание, особенно это касается положения лежа на мяче на животе, так как длительное сдавливание диафрагмы и живота затрудняет дыхание;
- при выполнении лежа на мяче на спине и на животе голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию;
- при выполнении упражнений мяч не должен двигаться;
- при выполнении упражнений с упора руками на полу ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов;
- упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление;
- на каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения, важна эстетика выполнения упражнений;
- каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, постепенно увеличивать до 6-8 раз и 6-8 повторений. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузок на разные группы мышц в разных исходных положениях. В конце занятия использовать упражнения для восстановления дыхания и в расслаблении.
2.4. Существенные характеристики содержания образовательной деятельности
Перспективное планирование занятий для старшей группы
Месяц/ Задача: Упражнения Подвижные игры
Сентябрь:
1. Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.
2. Разучить правильную посадку на фитболе.
3. Ознакомить с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе.
4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.
5. Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.
Октябрь
1. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в присяде).
2. Ознакомить с приемами самостраховки.
3. Формировать опорно- двигательный аппарат и закреплять навык правильной осанки.
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
2. Обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении упражнений.
3. Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений.
4. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Декабрь
1. Научить сохранению осанки при уменьшении площади опоры.
2. Обучать упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
3. Тренировать чувство равновесия и координацию движения
Январь
1. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
2. Формировать опорно- двигательный аппарат и закреплять навык правильной осанки.
3. Обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении.
Февраль
1. Научить выполнению упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе.
2. Содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма.
3. Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений.
Март
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2. Совершенствовать навык выполнения комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе.
3. Формировать интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
4. Укреплять мышечный корсет, формировать навык правильной осанки.
Апрель
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2. Совершенствовать навык выполнения комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе.
3. Содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма.
4. Тренировать чувство равновесия и координацию движения.
Май
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2. Совершенствовать навык выполнения комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе.
3. Формировать опорно-двигательный аппарат и закреплять навык правильной осанки.
4. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
«Дрессированные животные», «Мы прекрасно загораем» Подвижные игры по желанию детей.
Июнь
1. Повторить навык выполнять упражнения в расслаблении мышц на фитболе.
2. Воссоздать навык сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
3. Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений.
«Волчок», «Передача мяча по замкнутому кругу»,
«Любопытная Варвара» «Пингвины на льдине»,
«Противоположные движения».
Июль
1. Формировать опорно - двигательный аппарат.
2. Повторить навык закрепления правильной осанки.
3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
«Толкни и догони», «Отбей и поймай» Тучи и солнышко», «Успей догнать».
Август
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2. Содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма. Подвижные игры по желанию детей.
Конспекты и правила проведения игр представлены в Приложении
2.5. Система социального партнерства с семьей
Дата/ названия мероприятия Цель проведения
Сентябрь
Родительское собрание «Что такое фитбол гимнастика и зачем она нужна» Повышение у родителей и детей интереса к физической культуре, осознание необходимости занятий физкультурой.
Ноябрь
Консультация для родителей
«Упражнения с фитболом дома» Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.
Разучить правильную посадку на фитболе.
Ознакомить с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе.
Февраль
Памятки для родителей
«В здоровом теле- здоровый дух» Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в физическом развитии детей.
Апрель
«Открытый день» для родителей с просмотром занятия по фитбол гимнастике в физкультурном зале. Формировать интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
1.1. Описание развивающей предметно-пространственной информационно-образовательной среды
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете педагога создает возможности для успешного развития дошкольников. Предметно-развивающее пространство в ДОУ организовано с целью: способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации детей; формировать познавательные действия; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
В соответствии с ФГОС ДО:
1) Насыщенность среды кабинета педагога соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими игровыми и дидактическими материалами (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивают:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предусматривает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющихпредметной среды;
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в кабинете различных пространств (центров) (для непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы, игры, конструирования, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового и дидактических материалов, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников
• свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.