Наталья Владиславовна Тарасова
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы НОО МОУ Ишеевского многопрофильного лицея.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. Т. Студеникина «Основы светской этики»/ 4 класс / авт. -сост. М. Т. Студеникин, М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012.
Публикация «Рабочая программа „Основы религиозных культур и светской этики“ в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная цель предмета - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи: формировать нормы светской морали; дать представление о светской этике; познакомить учащихся с основами культур; развивать представления о значении нравственных норм; обобщить знания о духовной культуре и морали; развивать способности к общению; формировать этическое самосознание; улучшать взаимоотношения детей и родителей; противодействовать суициду детей.
Основа новизны учебной программы :
1. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») изучается в объёме 1 ч в неделю. Количество часов в год 34 часа.
2. Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Основные содержательные модули курса:
- Основы православной культуры,
- Основы исламской культуры,
- Основы буддийской культуры,
- Основы иудейской культуры,
- Основы мировых религиозных культур,
- Основы светской этики.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей, а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
3. Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством :
• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Структура учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
№ п/п Наименование раздела, блока Количество часов
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 2
2. Основы религиозных культур и светской этики. 28
3 Духовные традиции многонационального народа России 4
Итого: 34
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
3 блок итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.
4. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов :
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят свое место в нем. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребенка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.
5. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.
6. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
В связи с этим, многие темы включены в материал регионального компонента.
7. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом на изучение «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 34 часа (из них _0_ часов за счет части, формируемой участниками образовательных отношений).
Рабочая программа предусматривает обучение «Основ религиозных культур и светской этики» в объёме 1 часа в неделю, в год 34 в базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение творческих работ :
1. Россия – Родина моя.
2. Составление правил (кодекса) дружбы.
3. Моя родословная.
4. Мини-сочинение «Моя семья».
5. Семейные традиции.
6. Народные праздники.
7. Защитники Отечества.
8. Добро и зло в русских народных сказках.
9. Вот что значит настоящий, верный друг.
Темы проектов:
1. Семейные праздники.
2. Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны.
3. Правила поведения в школе (в общественных местах, в транспорте).
4. Всюду добрые люди вокруг.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательной деятельности Количество
1 Литература для учителя
1.1. М. Т. Студеникин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики : учебник для 4 класса. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2013. (Начальная инновационная школа).
1.2.
1.3.
2 Литература для ученика
2.1. М. Т. Студеникин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики : учебник для 4 класса. – 3-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2013. (Начальная инновационная школа).
2.2.
2.3.
3 Технические средства обучения
3.1. Компьютер (ноутбук)
3.2. Мультимедийный проектор
3.3. Экран
4 Электронные образовательные ресурсы
4.1. Наименование сайтов:
1. https://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/
2. https://relig.info/
3. https://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33
4. https://www.abc-people.com/typework/art/doc-1.htm
5. https://www.krugosvet.ru/
6. Журнал «Вестник образования России» : https://www.vestniknews.ru
7. Российский портал открытого образования:
8. Учительская газета: https://www.ug.ru
9. Федеральный портал «Российское образование» : https://www.edu.ru
4.2. Наименование электронных пособий
5 Оборудование
5.1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев 10 столов/ 20 стульев
5.2. Стол учительский со стулом 1/1
5.3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий 3
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данный предмет позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной
программы НОО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих качеств:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметным результатом изучения предмета является формирование УУД:
Регулятивные УУД:
• сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
• определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;
• самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
• оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
• осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;
• удерживать цель деятельности до получения ее результата;
• корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
• анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Познавательные УУД:
• умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии;
• строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам;
• давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, ответственность, долг, справедливость, эгоизм, нравственность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др. ;
• выполнять творческие, поисковые задания;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом тексте;
• находить существенные межпредметные связи (с чтением, ИЗО, музыкой);
• обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям.
Коммуникативные УУД:
• сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей;
• формулировать точку зрения;
• определить общую цель и пути её достижения;
• аргументировать свою точку зрения;
• ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
• договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций);
• адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений;
• умение вести диалог, работать в группе.
Результаты, формирующие ИКТ – компетентность.
Предметным результатом изучения предмета является сформированность следующих умений:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Введение в предмет. Россия – Родина моя. 2 часа. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.
Этика и этикет. 2 часа. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики.
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам.
Вежливость. 2 часа. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Добро и зло. 2 часа. Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты
Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
Дружба и порядочность. 2 часа. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
Честность и искренность. 2 часа. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.
Гордость и гордыня. 2 часа. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения.
Обычаи и обряды русского народа. 2 часа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
Терпение и труд. 2 часа. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды.
Семья. 2 часа. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету.
Семейные традиции. 2 часа. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение.
Сердце матери. 2 часа. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.
Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
Правила твоей жизни. 2 часа. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок.
Праздники народов России. 2 часа. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.
Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Защитники Отечества. 2 часа. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в. : Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А. В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг. ; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия.
Итоговое повторение. Презентация проектов. 4 часа. Основные знания и умения по этике и этикету.
Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях;
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.