Приложение МААМ

Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»

Татьяна Курапина
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

"Отражение природы в детских глазах"

Автор: Шишкина Татьяна Михайловна

МБДОУ "Детский сад № 78" г. о. Самара

Актуальность.

Публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию „Отражение природы в детских глазах!“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности. [12; 10]

Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

Постановка проблемы.

Недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей и взрослых, низкая речевая активность, бедность словарного запаса у детей.

Срок реализации программы : семь месяцев.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.

Цель программы по экологическому воспитанию :

Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

• Формировать чувство сопричастности ко всему живому и стремление проявлять заботу о сохранении природы;

• Развивать связную речь детей через экологическое воспитание;

• Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

• Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

• Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

• Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, этюдов.

Принципы реализации программы :

o Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

o Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

o Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия всех субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

o Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных способностей и психического развития детей.

o Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

o Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности. [2; 18]

Методы, используемые в работе :

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения, эксперименты;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, дидактические игры;

- наглядные: выставка, викторина, экскурсии.

Предполагаемый риск:

- Низкая заинтересованность родителей

Предупреждение риска:

- Для повышения интереса родителей провести родительское собрание по разъяснению запланированных задач по программе;

- Привлечь родителей к активному участию в работе совместно со своими детьми.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. Организационно-подготовительный этап

o Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

o Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей детей;

o Подбор и анализ литературы, пособий, атрибутов;

o Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением работы;

o Составление тематического планирования предстоящей деятельности.

2. Основной этап

o Апробация содержания;

o Проведение мероприятий, в соответствии с тематическим планированием;

o Работа в режиме инновационной деятельности;

o Взаимодействие с родителями.

Мероприятия

Совместная образовательная деятельность Взаимодействие с родителями Работа с узкими специалистами

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.

Дидактическая игра:

"Узнай по описанию",

"Что растет на грядке"

Рассматривание иллюстраций природы, составление описательных рассказов.

Чтение экологической сказки "Родник"

Речевые упражнения на активизацию лексики.

Чтение и заучивание стихотворений А. К. Толстой "Осень, обсыпается весь наш бедный сад. "

Проведение бесед. «В мире дикой природы»;«Природа, мы тебя защитим!»; «Царство растений: травы»; «Зеленая аптека»; «Мы спасем мир»; «По страницам Красной книги»; «Будьте внимательны, люди!»; «Беречь тайги старинной красоту»; «Особо охраняемые природные территории»; «О бережном отношении к природе родного края»

Показ видеофильмов со сказочными сюжетами и героями.

Загадки про "Животный мир"

Экскурсия вокруг детского сада.

Рисование "Подводное царство" (по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотой рыбке")

Чтение художественной литературы

А. Плешаков "Зеленые страницы",

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Автор-составитель Багрова Л. А.

Чтение экологической сказки "Маленькие путешественницы"

Образовательная деятельность по познавательному развитию "Животные и их детеныши"

Кукольный театр "По щучьему велению"

Словесные режиссерские игры.

Пантомимические этюды. [7;63]

Комплексное занятие по экологии и ознакомлению с окружающим "Заяц Коська и Родничок"

Чтение экологической сказки "Как скворец себе дом выбирал"

Пересказ от лица литературного героя.

Работа у зеркала.

Мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Игры-превращения.

Сочинение сказок по принципу "ты начни, а я продолжу"

Минутка изотерапии "Бродят в траве золотые букашки"

Сочинительство сказок.

Совместное с родителями украшение группы к осеннему празднику.

Акция совместно с родителями "Столовая для птиц"

Изготовление атрибутов и декораций к спектаклю.

Конкурс поделок из природного материала "Экология и я"

Выставка рисунков по экологическим сказкам.

Уборка и обустройство групповых площадок.

Круглый стол "Редкие и исчезающие животные округа"

Семейный поход в лес "Если с другом вышел в лес"

Время головоломок и кроссвордов "Экология в клеточку и полосочку"

Изготовление наглядных памяток с фотографиями животных и птиц, на которых запрещена охота.

Праздник цветов "Когда цветущей станет вся земля"

Просмотр мультипликационных фильмов.

Книжная выставка "От экологии природы - к экологии сказок" Музыкальная игра "Корни, ствол, крона. "

Развлечение на прогулке : "Звери на веселой полянке"

Игровая программа "Путешествие на зеленую планету"

Упражнения на познавательно-эффективную ориентировку.

Викторина "Удивительный мир пернатых"

Словесное фантазирование по музыкальной композиции

Игры-эстафеты "Лесные препятствия"

Упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы. [15]

Экологические игры для развития фантазии.

Игра-путешествие "Экологическая кругосветка"

Подвижные разминки.

Развлечение «Письма из леса»

3. Заключительный этап

o Экологический спектакль;

o Фотогалерея;

o Анализ деятельности, подведение итогов;

o Презентация программы.

Критерии отслеживания результативности у детей.

o Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

o Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)

o Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

o Быстрое запоминание текста.

o Обширный словарный запас.

o Большая сосредоточенность внимания.

Конкретные ожидаемые результаты:

o Повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие связной речи;

o Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

o Бережное отношение детей к природе.

o Раскрытие творческого потенциала детей.

o Сформированные элементарные понятия у детей: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

o Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

o Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме программы.

Заключение

В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.

Публикации по теме:

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития экологической культуры у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития экологической культуры у детей. 1. Информационно – аналитический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 16:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Курапина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД