Приложение МААМ

Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»

Татьяна Курапина
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

"Отражение природы в детских глазах"

Автор: Шишкина Татьяна Михайловна

МБДОУ "Детский сад № 78" г. о. Самара

Актуальность.

Темочки:

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности. [12; 10]

Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

Постановка проблемы.

Недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей и взрослых, низкая речевая активность, бедность словарного запаса у детей.

Срок реализации программы : семь месяцев.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.

Цель программы по экологическому воспитанию :

Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

• Формировать чувство сопричастности ко всему живому и стремление проявлять заботу о сохранении природы;

• Развивать связную речь детей через экологическое воспитание;

• Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

• Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

• Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

• Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, этюдов.

Принципы реализации программы :

o Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

o Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

o Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия всех субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

o Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных способностей и психического развития детей.

o Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

o Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности. [2; 18]

Методы, используемые в работе :

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения, эксперименты;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, дидактические игры;

- наглядные: выставка, викторина, экскурсии.

Предполагаемый риск:

- Низкая заинтересованность родителей

Предупреждение риска:

- Для повышения интереса родителей провести родительское собрание по разъяснению запланированных задач по программе;

- Привлечь родителей к активному участию в работе совместно со своими детьми.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. Организационно-подготовительный этап

o Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

o Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей детей;

o Подбор и анализ литературы, пособий, атрибутов;

o Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением работы;

o Составление тематического планирования предстоящей деятельности.

2. Основной этап

o Апробация содержания;

o Проведение мероприятий, в соответствии с тематическим планированием;

o Работа в режиме инновационной деятельности;

o Взаимодействие с родителями.

Мероприятия

Совместная образовательная деятельность Взаимодействие с родителями Работа с узкими специалистами

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.

Дидактическая игра:

"Узнай по описанию",

"Что растет на грядке"

Рассматривание иллюстраций природы, составление описательных рассказов.

Чтение экологической сказки "Родник"

Речевые упражнения на активизацию лексики.

Чтение и заучивание стихотворений А. К. Толстой "Осень, обсыпается весь наш бедный сад. "

Проведение бесед. «В мире дикой природы»;«Природа, мы тебя защитим!»; «Царство растений: травы»; «Зеленая аптека»; «Мы спасем мир»; «По страницам Красной книги»; «Будьте внимательны, люди!»; «Беречь тайги старинной красоту»; «Особо охраняемые природные территории»; «О бережном отношении к природе родного края»

Показ видеофильмов со сказочными сюжетами и героями.

Загадки про "Животный мир"

Экскурсия вокруг детского сада.

Рисование "Подводное царство" (по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотой рыбке")

Чтение художественной литературы

А. Плешаков "Зеленые страницы",

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Автор-составитель Багрова Л. А.

Чтение экологической сказки "Маленькие путешественницы"

Образовательная деятельность по познавательному развитию "Животные и их детеныши"

Кукольный театр "По щучьему велению"

Словесные режиссерские игры.

Пантомимические этюды. [7;63]

Комплексное занятие по экологии и ознакомлению с окружающим "Заяц Коська и Родничок"

Чтение экологической сказки "Как скворец себе дом выбирал"

Пересказ от лица литературного героя.

Работа у зеркала.

Мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Игры-превращения.

Сочинение сказок по принципу "ты начни, а я продолжу"

Минутка изотерапии "Бродят в траве золотые букашки"

Сочинительство сказок.

Совместное с родителями украшение группы к осеннему празднику.

Акция совместно с родителями "Столовая для птиц"

Изготовление атрибутов и декораций к спектаклю.

Конкурс поделок из природного материала "Экология и я"

Выставка рисунков по экологическим сказкам.

Уборка и обустройство групповых площадок.

Круглый стол "Редкие и исчезающие животные округа"

Семейный поход в лес "Если с другом вышел в лес"

Время головоломок и кроссвордов "Экология в клеточку и полосочку"

Изготовление наглядных памяток с фотографиями животных и птиц, на которых запрещена охота.

Праздник цветов "Когда цветущей станет вся земля"

Просмотр мультипликационных фильмов.

Книжная выставка "От экологии природы - к экологии сказок" Музыкальная игра "Корни, ствол, крона. "

Развлечение на прогулке : "Звери на веселой полянке"

Игровая программа "Путешествие на зеленую планету"

Упражнения на познавательно-эффективную ориентировку.

Викторина "Удивительный мир пернатых"

Словесное фантазирование по музыкальной композиции

Игры-эстафеты "Лесные препятствия"

Упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы. [15]

Экологические игры для развития фантазии.

Игра-путешествие "Экологическая кругосветка"

Подвижные разминки.

Развлечение «Письма из леса»

3. Заключительный этап

o Экологический спектакль;

o Фотогалерея;

o Анализ деятельности, подведение итогов;

o Презентация программы.

Критерии отслеживания результативности у детей.

o Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

o Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)

o Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

o Быстрое запоминание текста.

o Обширный словарный запас.

o Большая сосредоточенность внимания.

Конкретные ожидаемые результаты:

o Повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие связной речи;

o Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

o Бережное отношение детей к природе.

o Раскрытие творческого потенциала детей.

o Сформированные элементарные понятия у детей: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

o Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

o Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме программы.

Заключение

В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.

Публикации по теме:

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития экологической культуры у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития экологической культуры у детей. 1. Информационно – аналитический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 16:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Курапина (УИ 82872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД