Татьяна Курапина
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Отражение природы в детских глазах!»
Рабочая программа по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
"Отражение природы в детских глазах"
Автор: Шишкина Татьяна Михайловна
МБДОУ "Детский сад № 78" г. о. Самара
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию „Отражение природы в детских глазах!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности. [12; 10]
Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.
Постановка проблемы.
Недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей и взрослых, низкая речевая активность, бедность словарного запаса у детей.
Срок реализации программы : семь месяцев.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.
Цель программы по экологическому воспитанию :
Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
• Формировать чувство сопричастности ко всему живому и стремление проявлять заботу о сохранении природы;
• Развивать связную речь детей через экологическое воспитание;
• Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
• Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
• Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
• Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
• Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, этюдов.
Принципы реализации программы :
o Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
o Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
o Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия всех субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
o Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных способностей и психического развития детей.
o Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
o Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности. [2; 18]
Методы, используемые в работе :
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения, эксперименты;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, дидактические игры;
- наглядные: выставка, викторина, экскурсии.
Предполагаемый риск:
- Низкая заинтересованность родителей
Предупреждение риска:
- Для повышения интереса родителей провести родительское собрание по разъяснению запланированных задач по программе;
- Привлечь родителей к активному участию в работе совместно со своими детьми.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
1. Организационно-подготовительный этап
o Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
o Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей детей;
o Подбор и анализ литературы, пособий, атрибутов;
o Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением работы;
o Составление тематического планирования предстоящей деятельности.
2. Основной этап
o Апробация содержания;
o Проведение мероприятий, в соответствии с тематическим планированием;
o Работа в режиме инновационной деятельности;
o Взаимодействие с родителями.
Мероприятия
Совместная образовательная деятельность Взаимодействие с родителями Работа с узкими специалистами
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.
Дидактическая игра:
"Узнай по описанию",
"Что растет на грядке"
Рассматривание иллюстраций природы, составление описательных рассказов.
Чтение экологической сказки "Родник"
Речевые упражнения на активизацию лексики.
Чтение и заучивание стихотворений А. К. Толстой "Осень, обсыпается весь наш бедный сад. "
Проведение бесед. «В мире дикой природы»;«Природа, мы тебя защитим!»; «Царство растений: травы»; «Зеленая аптека»; «Мы спасем мир»; «По страницам Красной книги»; «Будьте внимательны, люди!»; «Беречь тайги старинной красоту»; «Особо охраняемые природные территории»; «О бережном отношении к природе родного края»
Показ видеофильмов со сказочными сюжетами и героями.
Загадки про "Животный мир"
Экскурсия вокруг детского сада.
Рисование "Подводное царство" (по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотой рыбке")
Чтение художественной литературы
А. Плешаков "Зеленые страницы",
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Автор-составитель Багрова Л. А.
Чтение экологической сказки "Маленькие путешественницы"
Образовательная деятельность по познавательному развитию "Животные и их детеныши"
Кукольный театр "По щучьему велению"
Словесные режиссерские игры.
Пантомимические этюды. [7;63]
Комплексное занятие по экологии и ознакомлению с окружающим "Заяц Коська и Родничок"
Чтение экологической сказки "Как скворец себе дом выбирал"
Пересказ от лица литературного героя.
Работа у зеркала.
Мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц.
Игры-превращения.
Сочинение сказок по принципу "ты начни, а я продолжу"
Минутка изотерапии "Бродят в траве золотые букашки"
Сочинительство сказок.
Совместное с родителями украшение группы к осеннему празднику.
Акция совместно с родителями "Столовая для птиц"
Изготовление атрибутов и декораций к спектаклю.
Конкурс поделок из природного материала "Экология и я"
Выставка рисунков по экологическим сказкам.
Уборка и обустройство групповых площадок.
Круглый стол "Редкие и исчезающие животные округа"
Семейный поход в лес "Если с другом вышел в лес"
Время головоломок и кроссвордов "Экология в клеточку и полосочку"
Изготовление наглядных памяток с фотографиями животных и птиц, на которых запрещена охота.
Праздник цветов "Когда цветущей станет вся земля"
Просмотр мультипликационных фильмов.
Книжная выставка "От экологии природы - к экологии сказок" Музыкальная игра "Корни, ствол, крона. "
Развлечение на прогулке : "Звери на веселой полянке"
Игровая программа "Путешествие на зеленую планету"
Упражнения на познавательно-эффективную ориентировку.
Викторина "Удивительный мир пернатых"
Словесное фантазирование по музыкальной композиции
Игры-эстафеты "Лесные препятствия"
Упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы. [15]
Экологические игры для развития фантазии.
Игра-путешествие "Экологическая кругосветка"
Подвижные разминки.
Развлечение «Письма из леса»
3. Заключительный этап
o Экологический спектакль;
o Фотогалерея;
o Анализ деятельности, подведение итогов;
o Презентация программы.
Критерии отслеживания результативности у детей.
o Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
o Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
o Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
o Быстрое запоминание текста.
o Обширный словарный запас.
o Большая сосредоточенность внимания.
Конкретные ожидаемые результаты:
o Повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие связной речи;
o Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
o Бережное отношение детей к природе.
o Раскрытие творческого потенциала детей.
o Сформированные элементарные понятия у детей: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
o Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.
o Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме программы.
Заключение
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.