Туйара Егорова
Рабочая программа по шахматам
▼ Скачать
Годовой план кружка по шахматам.
Для дошкольников старше – подготовительной группы.
Тема, цели и задачи: Содержание: Методические указания:
Сентябрь. Тема: Первое знакомство с шахматным королевством.
1. ознакомлением историей и правилами понятиями в интеллектуальной игре шахматы.
Диагностика. Набор детей.
История королевства "шахмат".
Публикация «Рабочая программа по шахматам» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Первое правила: Перед игрой шахматную доску надо положить на стол так, чтобы слева было черное поле. Размер доски 8*8 клеток. Вертикальные ряды полей обозначаются латинскими буквами от «а» до «h» слева направо, горизонтальные ряды арабскими цифрами от «1» до «8» снизу вверх. ;
Знакомство с черно – белым королевством и его обитателями.
Второе правила: Такое изображение шахматной доски называется диаграммой. Она показывает какую - либо позицию шахматных фигур;
Третье правила: В шахматном сражении, которое называется шахматной партией, участвуют две армии белые и черные. У каждой армии по 16 шахматных фигур.
Четвертое правила: Шахматную партию всегда начинают белые. Игроки делают
Руководитель кружка показывает говорит : «Меня зовут Пешечка. Я помогу тебя изучить правила игры черно – белого королевства и научу тебя руководить шахматным войском и покажу, как выигрывать шахматные сражения. А ты станешь свидетелем чудесных приключений жителей этой сказочной шахматной страны.
Все игры имеют правила, имеют их футбол и хоккей, имеют их лапта и морской бой.
Шахматы напоминают детскую игру в солдатиков, но в отличие от этой забавы у шахматной игры более строгие правила, которые нарушать нельзя». В Шахматном королевстве игра проходит интереснее – здесь сам шахматист, словно командующий, решает, куда и какой фигурой сделать ход.
Наше царство – государство не очень большое – это шахматная доска, состоящая из 32 темных клеточек, которые чередуются. У нас есть и свой язык – шахматный.
На шахматном языке эти 64 клетки называются белыми и черными полями. (дидактические игры)
Октябрь. Тема: Мы продолжим знакомство с шахматным королевством (пешка).
• Выучи названия фигур и научись их быстро распознавать;
• Научись правильно ставить доску и расставлять начальную позицию;
Все пешки идут только вперед. Нетороприво, по одной клеточке, но зато они никогда не отступают. А первый ход каждая пешка может сделать, если путь свободен, сразу на два поля. Если же пешка уже двигалась, то она теряет право на двойной прыжок. Это значит, что до самой последней горизонтали она должна идти, переступая по одной клеточке. Бьет на одно поле по диагонали вперед. Единственная фигура в шахматах, у которой ход без взятия и ход со взятием различаются.
(дидактические игры)
На одной вертикали могут оказаться две или даже больше пешек одного цвета. Они называются сдвоенными, строенными и т. д.
На диаграмме №2
Белые пешка а3 не может двигаться вперед по вертикали «а»
- ее движение притормозила черная пешка а4, но пешка а3 может побить пешку в4. Пешка в2 имеет ход только на поле в3. А вот у пешки с2 богаче возможности: она может пойти либо на поле с3, либо на поле с4. Приятный выбор у пешки е7: она может пойти как на поле е8, так и «съесть» ладью д8. В обоих случаях пешка, вступив на восьмую горизонталь, превращается в другую фигуру и дальше ее жизнь на шахматной доске, как в волшебной сказке. Проходит в другом образе.
Самостоятельная работа :
1)поставь коня на пустое шахматную доску на поле в1;как быстрее всего конь может добраться до поля а1, с1?
2)во сколько ходов конь с поля в1 попадает на поле в8?
3)поставь коня на поле а1. А затем обойди им все остальные углы шахматной доски; сколько ходов тебе понадобится для этого путешествия (дидактические игры)
Лепить руками фигуры (и придумывать загадки)
Ноябрь.
Тема: Мы продолжим знакомство с шахматным королевством (фигуры).
• Выучи названия фигур и научись их быстро распознавать;
• Научись правильно ставить доску и расставлять начальную позицию;
Король – ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке. Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника означает проигрыш партии.
Диаграмма № 1: белый король может пойти на одно из шести полей, помеченных точками. Поле е4 для белого короля недоступно по той причине, что оно атаковано черным королем, а поле е2 находится под боем черного слона.
Диаграмма № 2:белый ферзь с поля 6 пошел на поле с6 и напал на короля противника,расположенного в углу а8. Черные должны отложить все дела, какие у них могут быть в этот момент на других участков доски, и прежде всего защитить своего короля, т. к король по правилам игры не имеет права находиться под шахом ни одного хода.
Способы защиты:
1)Взятие своим ферзем ферзя белых; 2)Отход королем на поле b8; 3)заслон от шаха ферзем на поле b7
Проверочная работа прошлого урока.
1) маршрут коня с поля в1 до поля а1: в1 – а3 – с2 – а1 или в1 – д2 – в3 – а1; маршрут коня с поля в1 до поля с1: в1 – с3 – а2 – с1, или в1 – с3 – е2 – с1, или в1 – д2- в3 – с1, или в1 – д2 – в3 – с1; это короткие маршруты, остальные ;
2)быстрее всего конь с поля в1 до поля в8 добирается в 5 ходов;
Один из нескольких возможных маршрутов: в1, с3, в5, а7, с6, в8; остальные маршруты найди самостоятельно;
3)чтобы коню а1 обойти все углы шахматной доски и вернуться обратно на поле а1,требуется 20 ходов;
Ферзь – ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. Относится к «тяжелым фигурам», способен одновременно атаковать на пустой доске от 21 до 27 полей. Сравнительная ценность фигуры: ферзь равен 9-ти пешкам.
Ладья – ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Относится к «тяжелым фигурам», способна одновременно атаковать на пустой доске 14 полей.
Сравнительная ценность фигуры: ладья равна 4,5 пешкам.
(дидактические игры)
Всегда старайся выбирать способ защиты, наиболее выгодной для твоей армии.
Задание самостоятельной работы :
Диаграмма № 3:
1)Разбери самостоятельно все способы защиты от шахов конем и пешкой белых в позиции на диаграмме №3.
2)попробуй определить, какой самый сильный ход есть в расположении белых в позиции на диаграмме №3.
Поговорить о пройденных темах
Лепить руками фигуры (и придумывать загадки)
Поговорить о пройденных темах
(дидактические игры)
Диаграмме № 1: у черного ферзя в7 очень большой выбор ходов – доступные ферзю поля отмечены черточками. Сосчитай сам, сколько полей может выбрать ферзь в7 для своего хода. Только имей в виду, что прыгать через фигуры он тоже не имеет права.
Проверь правильный ответ: на шахматной доске самых длинных диагоналей – 2 (а1-h8, h1-a8); самых коротких диагоналей – 4 (в1-а2,h7 – g8, g1-h2, a7-b8).
Поговорить о пройденных темах
(дидактические игры)
На диаграмме № 1: белая ладья может пойти на одно из 8 свободных полей (g1,f1,e1,d1,h2,h3,h4,h5) или сбить черного слона h6 и стать на его место. На поле с1 ладья пойти не имеет права. Т. к его занимает белый слон. Недоступны для ладьи и поля в1, а1, h7, h8, потому что не имеет права прыгать через своего слона ни через слона неприятеля.
Лепить руками фигуры (и придумывать загадки)
Декабрь. Тема: Мы продолжим знакомство с шахматным королевством (фигуры).
Слон – ходит на любое число полей по диагоналям. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещается только по диагоналям своего цвета. Относится к «легким фигурам», способна одновременно атаковать на пустой доске 14 полей. Сравнительная ценность фигуры: ладья равна 4,5 пешкам.
Конь - это фигура очень прыгучая. Недаром в некоторых странах ее даже называют не конем, а «скакуном» или «прыгуном», такое прозвище она получила, вероятно, потому, что из всех шахматных фигур только ей дозволяется перепрыгивать через свои и чужие фигуры, как через барьер. Ходит как буква «Г» - сначала два поля по вертикали или горизонтали, потом еще на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии.
(дидактические игры)
Диаграмма № 1: белый слон с1 может пойти на одно из 6 свободных полей (а3,в2,д2,е3, ф4,ж5) или сбить (взять, забрать) черного слона аш6, став на его место. И слон с1, и слон аш 6 – чернопольные. Белопольный слон в3 в позиции на диаграмме №1 имеет в своим распоряжении побольше ходов сосчитай, сколько полей доступны этому слону.
Лепить руками фигуры (и придумывать загадки)
(Дидактические игры)
Диаграмма № 1: у коня f3- 8 ходов (он может пойти на поля d2, d4,e1,e5,g1,g5,h2,h4,а у коня, находящего в углу, всего 2 хода
Диаграмма № 2:черный конь имеет возможность сделать 5 ходов без взятия (на поля 5, 7,4, 8, 7) и два хода со звятием – белой пешки 4 или ладьи 5. Поле 8 черному коню пока недоступно, т. к на нем расположен черный король.
На ход коня со взятием пешки 4 – при этом конь нападает на две неприятельские фигуры (ферзя и король). Такое нападение шахматисты называют «вилкой»
Лепить руками фигуры (и придумывать загадки)
Поговорить о пройденных темах
Проводит досуг по пройденной теме или викторины.
Январь. Тема: Шах, от которого нет защиты (шах, мат и пат).
Тема: Когда королю неуютно.
Тема: Как заматовать одинокого короля.
Тема: Что такое ничья?
Тема: Пат – это тоже ничья. Шах, мат и пат – король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахам. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит дать «шах» королю (или объявил шах). Запрещено подставлять своего короля под шах (делать им ход на битое поле, а также делать ход другой фигурой, в результате которого король оказывается под ударом фигуры противника) и оставлять короля под шахом (если король находится под шахом (если король находится под шахом, то разрешены лишь ходы, устраняющие шах)
Цель: шахматной борьбы – дать мат королю противника
Ты уже знаешь, что если какая – нибудь фигура объявляет неприятельскому королю шах, то его армия и он сам должны принять немедленные меры к защите от этого шаха. А что будет, если у короля, которому объявлен шах, не окажется ни одного способа защиты? Это значит, что такой король погиб, ему поставлен мат, и партия заканчивается. А тот из партнеров. Кто добился гибели неприятельского короля, считается выигравшим шахматное сражение, он победитель в этой партии.
Диаграмма № 2:
Белая ладья пошла с поля с7 на поле с8 и объявила черному королю, шах от которого нет защиты
Диаграмма № 3:
Черная ладья пошла с поля в2 на поле в1 и объявила белому королю шах. Никакой защиты от этого шаха нет.
Диаграмма № 4:
Черная ладья пошла с поля д8 на поле д1 и объявила шах белому королю, который понадеялся на «форточку» аш2. Но, увы! «форточка» оказалась под обстрелом слона в8, и воспользоваться ею король не может. Значит, белый король получил мат
Как ладья завершает атаку на короля, ты уже знаешь. А теперь посмотри, как с такой задачей справляются другие фигуры.
Диаграмме №1 и № 2:здесь показана позиция мата, к которой в этом положении должны стремиться белые. Из ферзь идет с поля в2 на поле в7, и королю черных, зажатому в углу, шах и мат. Обрати внимание на то, какую помощь оказывается ферзю белый король. Он поддерживает в атаке ферзя. Без этой помощи один ферзь не смог бы заматовать неприятельского короля на пустой доске. Например, шах с поля в8 не готовится: черный король безнаказанно может забрать незащищенного ферзя. Шах ферзем по вертикали «а» также не приносит немедленного успеха, т. к король черных ускользает на свободное поле в8.
Поговорить как они восприняли эту тему и нарисовать на листе А4 и рассказать.
Иногда шахматные поединки после упорной борьбы и многочисленных разменов приходят к позициям, в которых у одного из партнеров остается только король, а у другого – король с одной или двумя фигурами.
Не всегда шахматная партия кончается победой одной из сторон. Ты наверное, слышать слово ничья? Этим словом в шахматах, да и в других спортивных соревнованиях, обозначают результат поединка, когда никто из соперников не проиграл и не выиграл.
Дать детям д/з придумать стих, рассказ, пословицу по теме вместе родителями.
Диаграмме 1, 2: такая позиция возникла на доске в тот момент, когда был ход белых. Король должен помочь ферзю в облаве на неприятельского короля – и белые сделали свой ход королем с поля в5 на поле в6. Ужасная оплошность! Черным надо ходить, а ходить нечем. У их короля нет ни одного хода. Он же не имеет права идти под удар! Если бы черный король находился под шахом, то, как ты уже знаешь – это был бы мат. Но шаха нет. А раз так – это пат. А пат в шахматах – ничья.
(дидактические игры)
Диаграмма № 1:изображена позиция, которая возникла в одно из партий. Расставь ее на шахматной доске. Балея ладья пошла с поля с1 на поле с8 и объявила черному королю шах. Как защититься от этого шаха? Уничтожить белую ладью нечем, заслонить короля от нападения ладьи также нет возможности и уйти королем некуда – мешают собственные пешки (у белого короля на такой случай припасена «форточка» - свободное поле аш2). Значит, черный король погиб, он получил мат. Белым засчитывается победа.
Самостоятельная работа
Диаграмму №5,№6,№7.
Проверить, как правильно ли решили, объяснить детям и показать решение задачи.
Диаграмма №3 и №4;
Черный ферзь с поля е2 идет на поле а2, и белому королю – мат. Здесь в помощниках у ферзя – слон.
Диаграмма №5 и № 6:
Белый ферзь с поля с2 нацелился на пешку аш 7. В этой атаке его поддерживает и конь. Совместные усилия приводят к успеху. Ферзь бьет пешку аш7 – и мат черному королю, которому плохую службу сослужила ладья: она отняла у него важное поле для отступления
Диаграмма №7 и № 8: здесь главный помощник ферзя – пешка ф3.
На диаграммах №9 и №10 представлен случай, когда матовую атаку завершают слоны.
Диаграмме №11 и № 12: случается, что такая задача оказывается под силу и одному слону.
Диаграмма №13 и № 14: белые торжествуют победу. Такой мат в шахматной теории получил название – «спертый мат»
Диаграмма №15 и № 16:
Представлен еще один случай, когда конь матует находящегося в углу неприятельского короля. Правда, на этот раз коню помогает король.
Диаграмма №17 и № 18:
Мат способна поставить и пешка.
Диаграмма №1, №2, №3, №4.
Расставь такую же позицию на шахматных доске и разыграй приводимые ниже ходы, стараясь при этом вникать в смысл происходящего.
В диаграммах №1, № 2:
У одного соперника король и слон, а у другого – только король. Мат невозможен.
Король и конь также не могут выиграть у короля – мат невозможен.
Диаграмма № 3:
Мат невозможен. Или представь себе такой случай:
Диаграмма № 4:белый ферзь грозит пойти на поле ж7, и черному королю будет мат. Есть ли у черных спасение? Здесь их спасает вечный шах: черный ферзь идет на поле ф2 – шах белому королю; атакованный король может отойти на поле аш1, но тогда черный ферзь идет на поле ф1 – опять шах.
Диаграмма № 5:
Представлен еще один случай вечного шаха.
Диаграмма № 3:
Белые на краю гибели, но их спасает пат: они жертвует ладью и остаются без хода – ладья идет с поля ж1 на поле ж8. Шах! Черный король вынужден принять этот удар, бежать ему некуда. А тогда у фигур белых нет ни одного хода, к тому же их король не под шахам. Значит, белым пат ничья.
Диаграмма №4, №5 и №6 совместно делать с воспитанниками, объяс решая задачи.
Проверить правильно ли дети решили задания №6. Диаграмма №5, №6, №7.
Поговорить о пройденных темах
Февраль. Тема: Рокировка.
Тема: Взятие на приходе «Рокировка» - если король и одна на из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировка король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле. Которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королем и ладьей находится какая – либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи. Рокировку следует начинать с перестановки короля. И только потом ладьи.
Когда пешка совершает первый ход на две клетки через поле находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой. Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки, на следующих ходах оно уже не разрешено. Так как у партнеров по две ладьи, рокировка бывает короткая (в сторону королевской ладьи) и длинная (в сторону ферзевой ладьи). Диаграмма № 1
Работа над задачами
(вместе руководителем)
Поговорить о пройденных темах
Март. Тема: Кто сильнее, тот и ценнее. Ферзя и ладьи называют тяжелыми фигурами, а слонов и коней – легкими. Ферзь, ладьи слоны – это дальнобойные фигуры.
Разница в ценности между ладьей и легкой фигурой в шахматах получила название качества.
Если у одного из партнеров в результате какой – либо операции становится фигурой или пешкой больше или он становиться обладателем более качественной фигуры, то говорят, что у него материальное преимущество. Король равен 10 пешкам
Король равен 2 ладья
Король - 2 слон 1 конь или 2 коня 1 слон.
Ладья=5 пешкам или 1слон 2 пешки=1 конь 2 пешки.
Слон =1коню= 3 пешкам.
Слон, конь= ладье 2 пешки.
!-хороший, сильный ход;
! – отличный, блестящий, очень сильный ход;
? – слабый ход, ошибка;
? – очень плохой ход, грубая ошибка.
Поговорить о пройденных темах
Апрель. Тема: Правила хорошего тона.
Тема: Поучительные партии. Дети вы узнали не мало шахматных премудростей. Но если хотите научиться хорошо играть, еще многое вам предстоит узнать. Но запомните, надо овладевать постепенно, не торопясь. Познакомившись с шахматной нотацией, вы открыли двери в мир больших шахмат, перешагнул первую ступеньку длинной лестницы.
Правила «Тронул – ходи!» и «Руки отнял – ход сделан!» старайся соблюдать этих правил от своих партнеров. Играя таким правилам, ты избежишь ненужных споров. Это приучит тебя и более внимательно относиться к ходам, а также избавит в будущем осадных проигрышей, вызванных поспешностью и случайными прикосновениями к фигурам.
Работа с книгой, решение задач. Показать поучительные партии.
Проверить правильно ли решили задание №3.
Рассмотреть диаграмму №1и №2.
Поговорить о пройденных темах
Рассмотреть диаграмму №1
Партию (Лебедев – Михайлов)
Диаграмме №2. Окончание.
Май. Решение задач повторение.