Анчутина Светлана
Рабочая программа по наставничеству «ИКТ-компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
«ИКТ-компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС»
Автор: Анчутина С. С.
Красноярск
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. 3
Пояснительная записка 3
1.1. Цели и задачи программы 3
1.2. Основные принципы Программы 4
1.3. Планируемые результаты освоения программы 4
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы 6
Публикация «Рабочая программа по наставничеству „ИКТ-компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Наставничество. Работа наставника
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
2.1. Этапы и сроки реализации программы 6
2.2. Формы и методы работы с педагогами 8
2.3. Система контроля 8
Заключение 13
Литература 14
РАЗДЕЛ 1.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Высокая профессиональная компетентность педагогов необходима для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. В современных условиях информационных технологий педагогам с большим стажем работы и, в силу некоторых личностных особенностей, бывает нелегко шагать в ногу со временем и разбираться в той части образовательного процесса, которая связана с ИКТ-технологиями.
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога – наставника.
Наставник – педагог учреждения, принимающий на себя функцию обучения другого педагога в интересующем обе стороны вопросе.
Идея создания программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
1.1. Цели и задачи программы
Цель: организация работы по обеспечению помощи и поддержки педагогам в освоении современных информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
• Ознакомить педагогов с видами облачных хранилищ, оказать помощь в создании личного аккаунта.
• Ознакомить наставляемых с понятием QR-кода, видами зашифрованной информации, сервисами генерации кодов, организовать видеоурок по генерации кода.
• Создать условия для изучения разновидностей приложений и сервисов по монтажу видеороликов, принципов их работы, оказать помощь в подборе качественного контента, провести мастер-класс по созданию видеоролика в приложении InSchot.
• Создать условия для ознакомления с Яндекс-формами, принципами их работы, разнообразием функций, провести практическое занятие по созданию анкеты для родителей.
• Ознакомить наставляемых с понятием интерактивности, сервисами по созданию интерактивного плаката, организовать видеоурок по созданию плаката с помощью сервиса Яндекс-документы.
• Организовать проведение видеоурока по созданию именной грамоты в сервисе Яндекс-документы.
1.2. Основные принципы Программы
2. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
3. Морально-психологическая совместимость наставника и наставляемого педагога.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Согласованность содержания работы наставника с содержанием плана и основной образовательной программы дошкольного образования.
6. Направленность плановой деятельности наставника на профессиональное совершенствование наставляемого педагога.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации программы наставничества предполагается, что педагоги продемонстрируют следующие результаты:
Понимают принципы работы облачного хранилища, создали личный аккаунт в хранилище.
Освоили понятие QR-кода, успешно пользуются сервисом по генерации кода, используют QR-код в воспитательно-образовательном процессе.
Понимают принципы создания видеоролика, разбираются в функционале приложения для создания видеороликов, внедряют данный вид деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
Освоили понятие Яндекс-формы, понимают принципы создания анкеты в данном сервисе, успешно создают собственные анкеты, внедряют онлайн анкетирование в работу с родителями.
Понимают, что такое интерактивный плакат, создали собственный интерактивный плакат при помощи изученного сервиса.
Создают именную грамоту при помощи изученного по видеоуроку сервиса. Выполняют практическое задание.
Для достижения запланированных эффектов используется в комплексе как традиционный вид наставничества, где взаимодействие между педагогами происходит в течение определенного продолжительного времени, так и ситуационный вид, где наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Модель взаимодействия: педагог-педагог
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы
2.1. Этапы и сроки реализации программы
Программа наставничества долгосрочная и рассчитана на 6 месяцев. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
Этапы реализации программы :
1 этап – адаптационный (диагностический). Выявление профессиональных затруднений педагогов, разработка основных направлений работы с педагогами.
2 этап – основной (проектировочный). Реализация программы наставничества, осуществление корректировки профессиональных умений наставляемых, оказание помощи.
3 этап - контрольно-оценочный. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
В рамках проектировочного этапа реализации программы наставничества нами определено, что наставляемые имеют следующие профессиональные затруднения и дефициты:
• недостаточное понятие о способах хранения цифровой информации
• затруднения при выборе приложений и сервисов по работе с цифровой информацией (наглядной, текстовой, звуковой)
• затруднения в создании контента
• затруднения по внедрению технологий в образовательный процесс
Исходя из модели взаимодействия, разработан план взаимодействия наставника и наставляемых на срок реализации программы. Результативность и эффективность реализации плана анализируется педагогом-наставником и наставляемым не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план могут вноситься изменения и дополнения.
План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год по организации и содержанию деятельности работы с наставляемыми
Таблица №1
Наименование раздела изучаемой темы Содержание работы Сроки освоения учебного раздела
Облачное хранилище Виды облачных хранилищ, создание аккаунта, основные направления работы с хранилищем. Декабрь 2022г – Январь 2023г
Генерация QR-кода Понятие QR-кода, виды зашифрованной информации, сервисы генерации кодов, области применения кода в работе педагога, видеоурок по генерации кода. Январь 2023г – Февраль 2023г
Создание видеоролика Разновидности приложений и сервисов по созданию видеороликов, принципы работы, подбор качественного контента, мастер-класс по созданию видеоролика в приложении InSchot Февраль 2023г – Март 2023г
Яндекс-формы Принципы работы форм, разнообразие функций, практическое занятие по созданию анкеты для родителей. Март 2023г – Апрель 2023г
Создание интерактивного плаката Понятие интерактивности, сервисы по созданию плаката, видеоурок по созданию интерактивного плаката с помощью сервиса Яндекс-документы. Апрель 2023г – Май 2023г
Создание именной грамоты Видеоурок по созданию именной грамоты в сервисе Яндекс-документы. Май 2023г
2.2. Формы и методы работы с педагогами
Индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, самообразование, самообучение в информационном пространстве интернет сети.
Групповые: видеолекции с обратной связью, практические занятия, презентация результатов обучения наставляемых.
2.3. Система контроля
Цель: выявить эффективность процесса реализации Программы
Задачи:
Оценка эмоциональной удовлетворённости от обучения в рамках наставничества посредством анкетирования;
Определение проблем, причин их возникновения;
Проведение корректирующих воздействий, направленных на приведение полученных результатов реализации Программы в соответствии с намеченными целями и задачами;
Контроль деятельности наставляемых педагогов с помощью листа самооценки (Яндекс тест).
Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества
(для наставляемого)
1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий:
1.1. Насколько комфортно было общение с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.2. Насколько полезными/интересными были личные встречи с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.3. Насколько полезными/интересными были видеоуроки? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.4. Ощущали ли Вы поддержку наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.5. Насколько полезна была помощь наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.6. Насколько был понятен план работы с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.7. Ощущали ли Вы безопасность при общении с наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.9. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что для Вас особенно ценно было в программе?
___
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
___
4. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
5. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
6. Планируете ли Вы стать наставником в будущем? [да/нет]
Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества
(для наставника)
1. Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
1.1. Насколько было комфортно общение с наставляемым? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.2. Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.3. Насколько полезными/ интересными были групповые встречи? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.4. Насколько полезными/ интересными были личные встречи? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.5. Насколько удалось спланировать работу? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.6. Насколько удалось осуществить план развития наставляемых? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.7. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемых в процесс? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.8. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.9. Насколько понравилась работа наставником? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.10. Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что особенно ценно для Вас было в программе? ___
3. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
___
4. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]
5. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
6. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
7. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что-то новое и/или интересное) [да/нет].
Контрольный тест для наставляемых педагогов «ИКТ-компетенции»
Пожалуйста, выберите один или несколько правильных ответов.
Облачное хранилище – это…
А. Это специальные сервисы, которые позволяют хранить данные и файлы в Интернете.
Б. Это специальное место для хранения данных и файлов на вашем компьютере.
В. Это специальный автономный USB-носитель (флешка)
Что представляет собой QR-код?
А. Это некий штрих код, в котором зашифрована определенная информация, которую можно считать при помощи мобильного устройства.
Б. Это зашифрованная ссылка на интернет ресурс, который можно расшифровать при помощи определенного приложения.
В. Все ответы верны
В QR-код можно зашифровать информацию…
А. Ссылку на документ в интернет-пространстве
Б. Ссылку на документ в облачном хранилище
В. Текстовую и мультимедийную информацию
Г. Все ответы верны
Если ссылка ведет на определенный документ в вашем облачном хранилище, увидит ли тот, с кем вы поделились ссылкой остальное содержимое вашего хранилища?
А. Да, независимо от конкретной ссылки, использующий ее сможет увидеть все содержимое моего облачного хранилища.
Б. Нет, если ссылка ведет к конкретному документу, то использующий ее сможет увидеть только данный документ.
В. Нет верного ответа
При создании видеоролика важно учитывать следующие особенности…
А. Все кадры (фото и видео) желательно делать из одного положения устройства. (Держать телефон только горизонтально, либо только вертикально)
Б. Предпочтительней делать съемку с одного места, плавно поворачивая телефон к объекту съемки.
В. Оба ответы верны
Почему желательно монтировать видео не более 3-5 мин?
А. Так как мессенжеры позволяют отправить видео, не превышающее данных значений.
Б. Так как приложение для монтажа не позволяет смонтировать более продолжительное видео.
В. Так как невозможно подобрать звуковую дорожку продолжительней 5 минут.
При использовании Яндекс-форм можно создавать….
А. Анкеты, опросы, заявки
Б. Презентации и документы
В. Видеоролики
При использовании сервиса Яндекс-документы можно создавать…
А. Анкеты, опросы, заявки
Б. Презентации, таблицы, документы
В. Видеоролики
В чем преимущества интерактивного плаката?
А. Обеспечивает максимальную наглядность информации
Б. Обеспечивает активные и разнообразные реакции на действия пользователя.
В. Оба ответа верны
Заключение
В современных условиях система наставничества в ДОУ является эффективной формой становления и развития профессиональной компетентности педагога. Поскольку наставничество является процессом двусторонним и представляет собой партнерские взаимоотношения, то основным условием его эффективности является мотивационная готовность наставника передать свои знания, умения и опыт наставляемому педагогу. Современный воспитатель заинтересован в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне. В результате педагог приобретает уверенность в правильном выборе профессии.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: видеолекции, презентация собственных продуктов, созданных в процессе обучения, чаты саморефлексии.
В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда освоение новых компетенций проходит более успешно и приносит свои плоды в кротчайшие сроки.
Литература
1. Наставничество в ДОУ / портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций Ресурсы образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiyaraboty-s-molodymi-pedagogamivdou?ustp=W&ustp=W
2. Наставничество как метод обучения персонала. Помощь молодым специалистам на новой работе/ FB.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fb.ru/article/254159/nastavnichestvo-kak-metodobucheniyapersonala- pomosch-molodyim-spetsialistam-na-novoyrabote
3. О роли наставничества в дошкольном образовательном учреждении/ Дошкольная академия / Выпуск № 60—61, октябрь 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://io.nios.ru/articles2/74/10/o-rolinastavnichestva-v-doshkolnomobrazovatelnom-uchrezhdenii