Ольга Курбанова
Рабочая программа по физической культуре в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
2.3.1. Формы работы
В системе физического воспитания в ДОУ используются следующие
основные организационные формы двигательной активности детей:
o Утренняя гимнастика
o Подвижные игры
o Физминутки, физкультурные паузы
o Оздоровительно-профилактическая гимнастика
o Гимнастика после сна
o Закаливание
Публикация «Рабочая программа по физической культуре в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
o Физические упражнения и игры
o Спортивные праздники и физкультурные досуги
o Спортивные соревнования
o Интегративная деятельность
o Проектная деятельность
o Проблемная ситуация
o Психогимнастика
o Элементы оздоровительной детской йоги
o Совместная деятельность взрослого и детей
o Контрольно-диагностическая деятельность
2.3.2. Структура физкультурного занятия.
Основной организационной формой двигательной активности в ДОУ является физкультурное занятие.
Структура физкультурного занятия в зале.
В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.
Продолжительность занятия по физической культуре :
20 мин. - средняя группа 25 мин. - старшая группа
30 мин. - подготовительная к школе группа
Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.
Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.
Структура оздоровительно-игрового часа на свежем воздухе.
Третье физкультурное занятие проводится на улице, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством пребывания
на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. Такие занятия проводятся воспитателем, под строгим контролем инструктора по физической культуре в соответствии с учебным планом, учитывается сезонность: повышение двигательной активности в весенне - летний период и ее снижение в осенне - зимний период. В занятиях на свежем воздухе большое внимание уделяется играм. В игровых заданиях, подвижных играх в эстафетах закрепляются приобретенные навыки, умения и основные виды движений а так же физические качества.
2.3.3. Способы организации двигательной деятельности.
• Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.
Поточный способ. Дети друг за другом (с небольшим интервалом, передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т. д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом).
Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.
2.3.4. Средства двигательной деятельности.
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства : гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.
Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании.
Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Здоровье человека невозможно без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.
Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.
Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование
природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.
Физические упражнения – элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях
физического развития.
2.3.5. Методы физического развития.
Эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов.
В физическом развитии дошкольников применяются группы методов :
- специфические, т. е. методы, которые применяются только для процесса физического развития;
- общепедагогические, т. е. методы, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.
Специфические методы:
- Метод строго регламентированного упражнения (каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой и интенсивностью).
- Игровой метод (использование упражнений в игровой форме).
- Соревновательный метод (применение упражнений в соревновательной форме).
- Метод круговой тренировки (ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные задания или упражнения).
Общепедагогические методы:
Словесные методы (применяются для осознанного выполнения упражнений)
к ним относятся:
- названия упражнений;
- описание;
-объяснения;
-указания;
- команды;
- вопросы к детям и др.
Практические методы (формируют представления о движении, восприятия, двигательные ощущения, развивают сенсорику). К ним относятся:
- показ физических упражнений;
- имитация (подражательные упражнения).
2.4. Организация работы по взаимодействию с другими участниками образовательного процесса.
Взаимодействие со специалистами.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя.
Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками, чтобы были сняты майки и у детей ничего
не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. воспитатель интегрирует образовательную область
«Физическая культура» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:
«Здоровье» — использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, воздушное закаливание. «Социализация» — взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных
мероприятий, а так же в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности. «Безопасность» — формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности.
«Труд» — помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т. п.
«Познание» — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.
Музыка воздействует:
на эмоции детей;
создает у них хорошее настроение;
помогает активировать умственную деятельность;
способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации; освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;
привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике
Взаимодействие инструктора по физической культуре и медицинского работника.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности, прежде всего, являются:
-Физическое состояние детей посещающих детский сад (в начале и в конце года, совместно с медицинской сестрой осуществляется мониторинг физической подготовленности детей);
-Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем;
-Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Вот почему именно в семье закладываются отношения к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе.
Цель работы инструктора по физической культуре с родителями воспитанников:
консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье,
Задачи:
1. Пропагандировать основы ЗОЖ.
2. Просвещать родителей с целью повышения их педагогических знаний.
3. Вовлекать родителей в образовательный процесс. Взаимодействие с родителями осуществляется в разных формах:
- анкетирование (знакомство с семьей).
- праздники, развлечения (приобщение к ЗОЖ)
- консультации (в процессе общения я рассказываю об успехах ребенка, обсуждаем трудности, возникающие у ребенка, находим общие мнения и пути решения проблемы).
- родительские собрания (рассказываю о физкультурно-оздоровительной работе в детском саду).
- рекомендации через папки-передвижки, буклеты (например, предлагаю интересные упражнения и игры с детьми дома).
- открытые занятия транслирую умения и навыки детей).
- занятия – практикумы (просвещаю и обучаю родителей, с целью повышения их педагогических знаний).
- день открытых дверей (способствую развитию взаимоотношений родителей и детей).
- совместная деятельность (вовлечение родителей в единое образовательное пространство, например, праздники, совместные походы, «Клуб здоровья»
и т. д
- проекты
- мастер-классы (делюсь опытом)
- фотовыставки (транслирую успехи детей)
Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни- это показать на собственном примере, как нужно относится к физкультуре и спорту.
Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут подражать.
Поэтому задача инструктора состоит в том, чтобы убедить родителей важности физического развития и приобщения ребенка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении опыта семейного воспитания детей.